Виды государственной экономики (видео)

Государственная экономика

Виды государственной экономики

Государственная экономика (как экономика государства) — это все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти.

Государственная экономика (как национальная экономика) является исторически сложившейся системой публичного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, обхватывающей имеющиеся в народном хозяйстве формы публичного труда.Государственная экономика состоит из ряда больших сфер экономики: материального и нематериального производства, непроизводственная сфера.

Американский ученый российского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев дает такое определение государственной экономики: »
Государственная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из огромного числа разных взаимосвязанных видов деятельности».

Понятие государственная экономика тесно связано с понятием «экономическая система», так как конкретизирует экономическую систему, отражает специальные черты, обусловленные географическим положением страны, её ролью в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Государственная экономика является объектом исследования разных экономических наук.

Так, экономические дела и закономерности развития в её отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика индустрии, экономика строительства, экономикасельского хозяйства и др.

Экономическая же теория разглядывает государственную экономику как целостную систему, раскрывает содержание её главных понятий, общие закономерности развития.

Базу государственной экономики составляют компании, компании, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в публичном разделении труда, производящие продукты либо сервисы.

Мировой опыт указывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка государственной экономики, изменяется её сбалансированность.

Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию государственной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом либо отдельным экономическим структурам.

В макроэкономическом планировании необыкновенную роль играется экономическое прогнозирование, так как дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.

Государственное регулирование экономических действий обусловлено объективной необходимостью обеспечения публичного контроля за развитием социально-экономических действий и положением страны в качестве носителя законодательной и административной власти.

Цели государственной экономики

Главной целью государственной экономики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и способы заслуги данной цели включают в себя набор инструментов, позволяющий сделать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм принадлежности.

Перед государственной экономикой ставятся и другие цели:

1. Постоянные высокие темпы роста государственного размера производства. Это значит устойчивый рост производства продуктов и услуг в данной стране без резких конфигураций, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Необходимо учесть, что постоянные в течение долгого времени цены замедляют темпы роста ВНП, понижают занятость населения.

Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, напротив, стимулируют создание, но понижают покупательную способность населения.

Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике значит не «замораживание» их на долгий период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это значит достижение относительного равновесия меж экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс государственной валюты на валюты остальных государств.

Если в страну ввозится больше продуктов, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше продуктов, чем поступает в страну, то молвят о положительном сальдо.

На состояние торгового баланса существенное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.

https://www.youtube.com/watch?v=f6lQIXDkayM

Повышение либо понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное либо отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит её. Но это не значит, что полная занятость обхватывает все трудоспособное популяция страны.

В хоть какой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы либо места жительства.

Не считая того, постоянно есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новейших рабочих мест, связанных с внедрением новейших технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Структура государственной экономики

Структура государственной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения меж её составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру государственной экономики.

Воспроизводственная структура государственной экономики отражает её деление на более массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в итоге собственной деятельности воспроизводят потоки продуктов и услуг меж ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, компании (предпринимательский бизнес), правительство.

Особенное место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является принципиальной сферой государственной экономики, где потребляется значимая часть государственного дохода, накапливаются большие суммы денежных средств. Эта группа выступает главным поставщиком трудовых ресурсов.

Социальная структура государственной экономики значит деление её на секторы экономики — совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями.

Национальную экономику можно поделить на подобные секторы по группам компаний, населения, видам труда и иным признакам.

Для экономической теории принципиальное значение имеет деление государственной экономики на секторы в согласовании с формами принадлежности на средства производства.

Отраслевая структура государственной экономики предполагает деление государственной экономики на отрасли экономики — однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе публичного воспроизводства однообразные по социально-экономическому содержанию функции.

В отраслевой структуре государственной экономики выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (индустрия, сельское хозяйство, наука и др., причем любая из них имеет подотрасли).

Отраслевая структура играет важную роль в государственной экономике, так как конкретно в отраслевом «разрезе» осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.

Видео:Роль государства в экономике | Обществознание ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

Роль государства в экономике | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул

Территориальная структура государственной экономики определяется размещением производительных сил на местности страны и значит деление государственной экономики на экономические районы.

Структура государственной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новейших видов производства и отмирания старых, а также остальных факторов.

Государственные экономики различаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Задачи

Основными задачами, которые стоят перед государственной экономикой – формирование конкурентоспособной, стабильной и эффективной экономической системы. Для того чтобы создать наиболее благополучную среду для работы всех экономических отраслей, без учета форм их принадлежности, существуют специальные наборы инструментов, которыми располагает государство.

https://www.youtube.com/watch?v=BOjqGCL3crM

Традиционно выделяют три формы влияния государства на экономику:

1. В первую очередь это экономические регуляторы, которые составляют основу в этом вопросе. Здесь государство не имеет прямого вмешательства в экономический процесс. Все свои поставленные цели государство достигает не методом принуждения, а посредством создания специальной экономической среды, где предприниматели по собственному желанию действуют в интересах государства.

2. Административные регуляторы. Их использование не должно носить абсолютный характер. Конечно, они необходимы, но в отличие от экономических регуляторов, административные носят подчиненный характер.

В таком случае наблюдается прямое подчинение субъектов хозяйства государственному аппарату. Здесь используется приказное регулирование цен, заработных плат и условий труда. Но все эти инструменты стоит использовать очень осторожно. В противном случае рыночная экономика может перерасти в административно-командную.

Стоит отметить, что в практической деятельности экономические и административные методы не только обратны по своей природе, но могут и быть взаимосвязаны. Их применение зависит от поставленных задач и сложившейся обстановки.

3. Правовые регуляторы работают на создание законодательной базы. Особую роль играет правовая основа предпринимательства. Именно она выступает движущей силой в отношении развития экономики.

При этом всем могут использоваться прямые или косвенные методы.

При прямом вмешательстве существует государственный сектор экономики.

Такое вмешательство включает в себя принятие законодательных актов, которые направлены на упорядочивание отношений между рыночными субъектами. В том числе сюда можно отнести всевозможные законы, кодексы.

Прямое вмешательство представлено в виде системы государственных закупок, которые гарантируют определенным фирмам сбыт продукции по выгодным ценам.

При косвенном вмешательстве государство проводит определенную экономическую политику. Здесь на особом счету идет экономическое программирование и планирование.

Это все предполагает, что государство ориентирует развитие общественного производства методом регулярного воздействия на его структуру, учитывая предусмотренные виды социально-экономического развития.

Но оно должно носить характер рекомендации.

Государственная экономика должна строиться на методах и способах, которые соответствуют требованиям современной рыночной системы, а именно:

Видео:1.7 Три вопроса экономики и типы экономических системСкачать

1.7 Три вопроса экономики и типы экономических систем
  • не применять действий, которые влекут за собой разрыв рыночных связей;
  • влияние на рынок возможно, но делать это лучше всего экономическими методами;
  • запрещено ослабление или подмена рыночных стимулов экономическими регуляторами;
  • нужно постоянно вести контроль за эффективностью применения государственных методов (учитывать их положительный или отрицательный эффект);

Кроме того, экономика государства должна решать и такие задачи:

1. Стабильные цены. Следует помнить, что долгое время удерживаемые стабильные цены, снижают уровень занятости населения и уменьшают рост ВНП.

Это связано с тем, что маленькая стоимость товаров, понижают стимул производителя, хотя они и хороши для потребителей. Высокая стоимость, наоборот, ухудшает покупательскую способность населения, но стимулирует производителя.

По этой причине для стабильности цен характерна плановое их изменение и регулирование, а не долговременная «заморозка».

2. Высокие показатели роста государственного производства. Должен происходить устойчивый и стабильный рост производства услуг и продуктов, без каких-либо кризисов, спадов и резких скачков.

3. Устойчивый баланс внешний торговли. Для этого необходимо достигнуть состояния равновесия между долями государственного импорта и экспорта. Кроме того, должен быть установлен постоянный, стабильный курс национальной валюты по отношению к другим, иностранным валютам.

В том случае, если ввоз в государство товаров, значительно превышает их вывоз, то это формирует отрицательный торговый баланс. Если же напротив, вывоз продукции, превышает их ввоз, то значит торговый баланс положительный.

Не малое влияние на имеющийся торговый баланс оказывает и валютный курс.

4. Высокая занятость населения. Этот факт характерен тем, что любой желающий устроится на работу, может сделать это без особых проблем. Но это совсем не означает что все трудоспособное население государства – трудоустроено.

Всегда существует масса людей, которая к какой-то определенный период не работает по причине смены места жительства или работы.

Кроме того, имеется и определенный процент безработных, которые не в состоянии найти себе достойное место работы по каким-либо причинам.

Экономические ресурсы государственной экономики

Но нельзя забыть также о роли экономических ресурсов в государственной экономике. Именно они определяют характер ее функционирования, влияют на темпы, структуру и масштабы развития. Это своеобразная база для экономического роста. Даже можно сказать, что экономические ресурсы выступают в роли благ, которые можно использовать для производства других благ.

https://www.youtube.com/watch?v=B_DpfDsAj6c

Экономические ресурсы – это тип ресурсов, которые используются для производства товаров и услуг. Существует несколько видов экономических ресурсов:

1. Предпринимательский потенциал. Выражается в способности населения к организации различных форм производства благ.

2. Знания или конкретные научные и технические разработки. Они обеспечивают нормальную организацию производства и потребления благ. И все это происходит на более высоком уровне, чем на прошлом этапе.

3. Природные ресурсы – полезные ископаемые (земля, недра), а также климатическое и географическое расположение страны.

4. Человеческие ресурсы. Они представлены в виде конкретного количества населения страны, которое отличается качественными показателями – культурой, образованием, профессионализмом. Считается, что человеческие ресурсы выступают самыми важными с точки зрения экономики. Без них почти нереально представить нормальное функционирование государственной экономики.

Видео:Способы государственного регулирования экономики.Скачать

Способы государственного регулирования экономики.

5. Финансовые ресурсы – капитал, представленный в виде конкретных денежных средств, которые имеются в государственной экономике.

Природные ресурсы разделяют на три типа:

1) разведанные (их добыча уже ведется);

2) достоверные (люди знают о них, но их добыча еще не ведется);

3) прогнозные (ресурсы гипотетически существуют, но наверняка это неизвестно);

Специалисты утверждают, что если темпы добычи ископаемых не снизятся, то природные ресурсы иссякнут уже через 500 лет. Но потребность в них постоянно увеличивается. В год это увеличение составляет приблизительно 10%. Но в это же время постоянно разрабатываются и внедряются ресурсосберегающие технологии.

Если брать во внимание человеческие ресурсы, то и с ними существуют некоторые проблемы.

На примере России видно, что на фоне высокого уровня безработицы все равно существует нехватка человеческих ресурсов, которые имели бы определенные качественные характеристики профессионального и квалификационного уровня.

Есть острая нехватка специалистов определенной направленности. Все это значительно затормаживает развитие государственной экономики.

Типы экономики. Характеристики

Виды государственной экономики

Классифицировать научные явления всегда было достаточно тяжело. От правильного выбора признака разделения во многом будет зависеть его обоснованность и успешность. Чтобы выделить типы экономики в современном научном подходе используют разные признаки. Поскольку подходов к обобщению и характеристике систем хозяйствования существует несколько, то и классификаций будет достаточно много.

Критерии типов экономических систем

Чтобы уровень абстрагирования при рассмотрении различных типов экономических систем и их характеристик был больше приближен к реальным процессам, происходящим в общественной хозяйственной жизни, следует рассмотреть признаки, по которым их классифицируют.

В соответствии с существующей формой хозяйствования выделяют типы экономики с натуральным и товарным типом обмена. Если классифицировать типы государственной экономики по основной форме собственности, выделяются общинные, частнособственнические, кооперативно-общественные и смешанные типы хозяйствования.

По способу управления действиями экономических субъектов различают такие основные типы, как традиционное, рыночное, плановое хозяйствование. Это самый распространенный вид классификации. Представленные типы экономических систем и их характеристика максимально полно открывают картину особенностей экономики последних двух столетий.

Если брать во внимание критерий способа распределения доходов, можно выделить общинно-уравнительный тип, с распределением доходов в соответствии с землей, с распределением дохода в соответствии с факторами производства, с распределением по количеству трудового вклада.

https://www.youtube.com/watch?v=HkK1H1iTti0

По типу государственного вмешательства различают свободные, либеральные, административно-командные, экономически регулируемые и смешанные типы экономики. А согласно с критерием вовлеченности экономики в мировые связи можно выделить открытую и закрытую систему.

По степени зрелости системы различают на формирующиеся, развитые, зрелые и деградирующие типы экономики государства.

Традиционная классификация систем

В современной литературе Запада существует наиболее часто встречающаяся классификация, которая содержит всего три различных типа экономических систем. В трудах К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю выделены такие системы, как традиционный, рыночный и командный типы экономики.

Видео:Экономическая политика государства | #ЕГЭ 2021 / составляем план по темеСкачать

Экономическая политика государства | #ЕГЭ 2021 / составляем план по теме

Однако, только за последние два века в мире насчитывалось гораздо больше типов систем хозяйствования. К ним можно отнести рыночную экономику со свободной конкуренцией (чистый капитализм), современную рыночную экономику (свободный капитализм), традиционную и административно-командную системы.

Представленные модели отличаются многообразием экономического развития в рамках отдельных стран. Поэтому типы экономических систем и их характеристика должны быть рассмотрены исходя из этих особенностей.

Чистый капитализм

Рыночная экономика, имеющая свободную конкуренцию, сложилась в XVIII ст. и перестала существовать в первые десятилетия ХХ ст. Очень многие элементы этой системы вошли в современную рыночную экономику.

Отличительными чертами чистого капитализма являются частная собственность из инвестиционных ресурсов, механизм регулирования деятельности на макроуровне основан на свободной конкуренции, множество покупателей и продавцов, которые действуют самостоятельно в каждой сфере деятельности. Наемный работник и предприниматель выступали как равноправные юридически агенты рыночных отношений.

Типы рыночной экономики до ХХ столетия определяли экономическое развитие через цены и рынок. Такая система оказалась самой гибкой, способной подстроиться под реалии функционирования хозяйственных отношений в обществе.

Современный капитализм

Нынешняя рыночная экономика возникла в начале ХХ ст. в период быстрого развития научно-технической революции. В этот период государство стало активнее влиять на развитие национальной экономики.

Планирование рассматривается как инструмент государственного управления в деле регулирования экономики. Такие типы экономики позволяли быстро подстраиваться под изменения потребностей рынка. На основе маркетинговых исследований решается вопрос об объеме, структуре выпускаемой продукции, а также прогноз приоритетных направлений НТП.

Крупные компании и государство стали больше выделять ресурсов для развития человеческого фактора (образование, медицина, социальные нужды). Государство в развитых странах сегодня направляет до 40% бюджетных ассигнований на борьбу с бедностью. Компании-работодатели заботятся о своих сотрудниках, выделяя финансирование на улучшение условий труда и социальных гарантий для своих работников.

Традиционная система хозяйствования

В экономически слабо развитых странах сохранилась система использования ручного труда и отсталых технологий. В ряде подобных стран преобладают натурально-общинные формы распределения созданного продукта.

Основные типы экономики в слаборазвитых в сфере хозяйствования странах предполагают существование большого количества мелких предприятий и производств. Это множество крестьянских ремесленных хозяйств.

Огромную роль в экономике таких стран играет иностранный капитал.

В жизни общества, осуществляющего традиционную экономическую систему организации важное место занимают традиции, обычаи, религиозные ценности, кастовое деление и прочие факторы, сдерживающие научно-технический прогресс.

Государство перераспределяет через бюджет национального дохода. Его роль довольно активная, так как именно центральная власть направляет средства на социальную поддержку самым бедным слоям населения.

Административно-командная система

Эту систему еще называют централизованной экономической системой. Ее господство распространялось ранее в странах Восточной Европы, в ряде азиатских государств, а также в СССР.

Данную экономическую систему еще принято называть централизованной.

Для нее характерны общественная собственность, которая в реальности являлась государственной, на все экономические ресурсы, бюрократизация экономики, административное планирование.

Централизованная экономическая система применяет непосредственное управление практически всеми производствами из единого центра – власти. Государство абсолютно контролирует распределение продукции и производство. Это вызывает монополизацию всех областей народного хозяйства. Как следствие наблюдалось торможение научно-технического прогресса.

https://www.youtube.com/watch?v=3Terzxow2Ec

В представленной системе существовали свои специфические установки в идеологии.

Видео:ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | #обществознание #егэ #огэ #репетиторСкачать

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | #обществознание #егэ #огэ #репетитор

Они объясняли процесс планирования объема и структуры производства слишком сложным, чтобы доверить его непосредственно производителям.

Центральные плановые органы определяли структуру общих потребностей населения страны. Предвидеть все изменения потребностей в таких масштабах невозможно. Поэтому удовлетворялись самые минимальные из них.

Смешанная экономическая система

В современных реалиях в мире не встречается ни одной системы, имеющей черты только одного вида организации хозяйственной деятельности государства. Это смешанный тип экономики. Она характеризуется совмещением регулирующей роли страны на фоне финансовой автономии производства.

Правительство в представленной системе осуществляет антимонопольную, налоговую и общественную политику. Государство поддерживает принадлежащие ему предприятия, а также медицинские, образовательные и культурные учреждения. Политика правительства направлена на предотвращение безработицы и кризисов. Это способствует стабильности и экономическому росту.

Минусом представленной системы является отсутствие универсальных моделей развития, а также разработка плановых показателей в соответствии с учетом национальной специфики.

Рассмотрев существующие в прошлом и настоящем типы экономики, можно выделить их положительные и отрицательные черты. Такой подход позволит сделать выводы о целесообразности каждой организации хозяйственной деятельности государства. Применяя положительные черты каждой системы, государство может лучше управлять экономикой в текущем и плановом периоде.

Видео

Типы рыночных структур: монополия, олигополия, совершенная конкуренцияСкачать

Типы рыночных структур: монополия, олигополия, совершенная конкуренция

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс: Типы экономических системСкачать

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс: Типы экономических систем

ДВЕ КОРОВЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВСЁСкачать

ДВЕ КОРОВЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВСЁ

Экономические системы за 5 минут: традиционная, командная, рыночнаяСкачать

Экономические системы за 5 минут: традиционная, командная, рыночная

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ЗА 13 МИНУТ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. ЕГЭСкачать

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ЗА 13 МИНУТ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. ЕГЭ

Государственное регулирование экономики // Наталья СмирноваСкачать

Государственное регулирование экономики // Наталья Смирнова

2.3 Экономические системы 🎓 ЕГЭ - обществознание без репетитораСкачать

2.3 Экономические системы 🎓 ЕГЭ - обществознание без репетитора

Как работает мировая экономика. Принципы экономики за 30 минут. МультфильмСкачать

Как работает мировая экономика. Принципы экономики за 30 минут. Мультфильм

Экономические системы | Обществознание ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Экономические системы | Обществознание ЕГЭ 2023 | Умскул

Государственный бюджет - просто о сложномСкачать

Государственный бюджет - просто о сложном

8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.Скачать

8.4   Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

Фазы экономического цикла | Цикличность экономикиСкачать

Фазы экономического цикла | Цикличность экономики

Экономика 11 класс (Урок№10 - Государственный бюджет.)Скачать

Экономика 11 класс (Урок№10 - Государственный бюджет.)

9.1 Государственные макроэкономические политикиСкачать

9.1 Государственные макроэкономические политики
Поделиться или сохранить к себе: