Уровень бюджетного финансирования (видео)

Лекция 6. Бюджетное финансирование образования Общая схема бюджетного финансирования, определение потребности в бюджетных средствах

Уровень бюджетного финансирования

Как известно, учреждение—это некоммерческаяорганизация, финансируемая собственникомполностью или частично. Цельюфинансирования является обеспечениефинансовыми ресурсами деятельностиучреждения.

По аналогии с управлением, можно сказать,что деятельность по обеспечениюдостижения этой цели должна осуществлятьсяобособленными структурами, выполняющимиопределенные функции и решающимиопределенные задачи.

Воспользовавшись определениемфинансирования и сметного финансирования,можно определить задачи, которыенеобходимо решать для обеспеченияфинансирования.

К ним можно отнести:

• определение целей, на которые должнынаправляться бюджетные средства;

• планирование расходов бюджетов наобразование;

• обеспечение контроля за направлениемсредств на определенные цели;

• обеспечение правильного расходованиясредств;

• обеспечение эффективного расходованиясредств.

Примечание

Следует отметить, что понятие эффективногорасходования бюджетных средств донастоящего времени определения неполучило. Считается, что правильнооформленное расходование средств всоответствии с утвержденной сметой иявляется эффективным. Такое определениевызывает вопросы.

Перечисленные задачи разделяютсяна 4 основные группы:

1) целеполагание;

2) планирование;

3) расходование средств в соответствиис целями и планом;

4) контроль за расходованием средств.

Поскольку основным источникомфинансирования образования являетсябюджет (государственный и муниципальный),то и финансирование образованияопределяется следующими факторами:

• системой государственных и иныхорганов, участвующих в процессефинансирования образования;

• процедурой разработки прогнозовпотребности в бюджетных средствах,проектов расходной части бюджетов дляфинансирования образования;

• процедурой (порядком) финансированияобразования из бюджета.

Можно, конечно, продолжить этот перечень,включив в него систему контроля зарасходованием средств, бухгалтерскийучет и т. д., но это приведет к излишнейдетализации процесса за счет частностей.На данном этапе можно ограничитьсяизучением приведенных выше факторов.

Система органов, участвующих в процессе финансирования образования

В процессе финансирования на федеральномуровне участвуют следующие органы:

• Президент Российской Федерации(высшее должностное лицо);

• Федеральное Собрание РоссийскойФедерации (законодательная власть);

• Правительство Российской Федерации(исполнительная власть);

• Министерство финансов РоссийскойФедерации;

• федеральные министерства и ведомства,имеющие в своем ведении образовательныеучреждения, финансируемые из федеральногобюджета;

• Федеральное казначейство, Государственныйбанк;

• образовательные учреждения федеральноговедения (бюджетополучатели).

На уровне субъектов РоссийскойФедерации:

• Президент, Глава Администрации (высшеедолжностное лицо);

• законодательные органы субъектовРоссийской Федерации (законодатель);

• правительства субъектов федерации;

• министерства (управления) финансов,включая казначейства субъектов федерации;

• министерства и ведомства субъектовфедерации (обычно это министерства,управления, комитеты по образованию,по науке и образованию и т. д.);

• казначейства, банки;

• образовательные учреждения ведениясубъектов федерации (бюджетополучатели).

На муниципальном уровне:

• законодатели муниципального уровня;

• финансовые отделы;

• отделы народного образования;

• казначейства, банки, отделения банков;

• муниципальные образовательныеучреждения (бюджетополучатели).

Как видно из перечисленного, «наборы»участников финансирования на всехуровнях бюджетов очень похожи.

Функции, реализуемые участникамипроцесса финансирования образования,представлены в табл. 6.1.

Определение перечня участников процессафинансирования образования и их основныхфункций позволяет представить обобщеннуюсхему финансирования образования,которую можно в некотором смысле считатьи схемой управления по функции «бюджетноефинансирование» (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Общая схема бюджетногофинансирования образования

На схеме отражены несколько направленийдеятельности участников процессабюджетного финансирования образование:

• разработка проекта бюджета;

• внесение проекта бюджета на утверждение;

• принятие и утверждение бюджета;

• доведение утвержденного бюджета доучастников процесса финансирования;

• исполнение бюджета.

https://www.youtube.com/watch?v=E8Cvu8BOmkE

Все эти действия регламентированыБюджетным кодексом и никаких особенностей,касающихся системы образования, неимеют, поскольку являются едиными длявсей бюджетной системы.

Таблица 6.1. Основные функции участниковпроцесса финансирования образования

Тем не менее, на некоторых составляющихэтого процесса в сфере образованияследует остановиться более подробно.

Бюджетное финансирование — это…Что такое бюджетное финансирование: суть, формы, методы

Видео:Понятие, виды, субъекты, объекты и содержание бюджетного финансированияСкачать

Понятие, виды, субъекты, объекты и содержание бюджетного финансирования

Уровень бюджетного финансирования

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетное финансирование? Описание и определение понятия.


Бюджетное финансирование – это безвозвратное, целевое предоставление денежных средств учреждениям, организациям, предприятиям для реализации их главной деятельности из соответствующих бюджетов в согласии с утвержденной сметой расходов по ведомству, министерству, управлению в целом или в согласии со сметой расходов организации, учреждения или предприятия в частности.

Бюджетное финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты и строится на принципах: целевого применения средств, обоснованности величины расходов, финансирования исполненных работ, проверки выполнения финансовой дисциплины.

Рассмотрим, более детально, что значит  бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств  государственным предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.

Суть бюджетного финансирования

Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направления денежных средств бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.

В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципов безвозвратности, целевого использования средств (например, заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы предприятия или учреждения), финансирования по мере выполнения работ, услуг и соблюдения финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств).

В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.

Бюджетная сфера относится к непроизводственной сфере (то есть в создании материальных ценностей эти предприятия и организации непосредственно не участвуют, а значит национального дохода не создают).

Основное назначение бюджетных организаций — это удовлетворение общественно-социальных потребностей населения.

К ним относятся, например, органы государственного управления и обороны страны, социально-культурные учреждения и другие.

https://www.youtube.com/watch?v=8_QuvaOcZes

Действующим законодательством Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность всем бюджетным организациям (но только та деятельность, которая предусмотрена  уставом этой организации), что приносит им дополнительные доходы.

Формы бюджетного финансирования

Осуществляется бюджетное финансирование в таких формах:

  • финансирование на основе финансовых планов (или смет расходов);
  • предоставление субвенций;
  • государственное финансирование инвестиций;
  • предоставление субсидий;
  • предоставление дотаций.

Сметное финансирование — это самая распространенная форма бюджетного финансирования.

Выделение денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на основе планового документа – сметы доходов и расходов предприятия (учреждения).

Смета – это главный плановый документ, подтверждающий право на получение доходов и осуществления расходов. Смета определяет объем и направление средств для достижения поставленных целей.

Субвенция – это выделение средств местным органам власти со стороны государства.

Субвенция, в отличие от дотаций, направляется на финансирование определенных программ, мероприятий, проектов и осуществляется при наличии доли собственных источников финансирования из местных (городских, например) бюджетов. В использовании субвенции есть одна особенность – она подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.

Государственное финансирование инвестиций – это предоставление государством необходимых денежных средств из бюджетов всех уровней для инновационной и инвестиционной деятельности. Это финансирование осуществляется в согласии с бюджетной классификацией расходов на основные объекты социального развития государства, а также экономического.

Субсидии – это текущие выплаты (безвозмездные ) организациям, предприятиям, которые не предусматривают компенсации в форме специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, которые связаны с возмещением убытков государственных предприятий.

Государственные дотации – это такая форма бюджетного финансирования, которая используется для выделения денежных средств из государственного и местных бюджетов планово-убыточным предприятиям и организациям для эффективного сбалансирования их финансовых планов. Также дотации могут предоставляться из высшего бюджета ниже соответствующих условий (в случае превышения расходов над доходами) для соответствующего обеспечения деятельности.

Методы осуществления бюджетного финансирования

Видео:ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ | #ЕГЭОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2022Скачать

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ | #ЕГЭОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2022

Для осуществления бюджетного финансирования  применяются два метода:

  1. метод перечисления средств бюджетов. Осуществляется путем перечисления денежных средств с текущих счетов местных бюджетов на счета главных распорядителей бюджетных средств;
  2. метод единого казначейского счета (ЕКС – является основным счетом государства и используется  для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами Государственного и местных бюджетов.).

Бюджетное финансирование также может сочетается с кредитованием за счет бюджетных средств. Действующим законодательством государства определяется предоставления кредитов органам управления других уровней, включая государственные внебюджетные фонды, предоставление кредитов предприятиям, учреждениям, организациям.

Мы коротко рассмотрели бюджетное финансирование.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Особенности бюджетного финансирования (1)

Уровень бюджетного финансирования

в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

  • осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

  • в виде кредитов иностранным государствам;

  • ценных бумаг.

    https://www.youtube.com/watch?v=rg0OiCsNy7A

    Рассмотрим некоторые формыбюджетного финансирования подробнее.

    Трансферты — бюджетные средствадля финансирования обязательных выплатнаселению — пенсий, стипендий, пособий,компенсаций, других социальных выплат,установленных законодательствомРоссийской Федерации, законодательствомсубъектов Российской Федерации, правовымиактами органов местного самоуправления.

    Бюджетные ассигнования — этобюджетные средства, выделяемые всоответствии с бюджетной росписьюполучателю или распорядителю бюджетныхсредств. Они могут предоставляться на:

    • содержание бюджетных учреждений;
    • оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    Субвенция — это бюджетныесредства, предоставляемые бюджетудругого уровня бюджетной системыРоссийской Федерации или юридическомулицу на безвозмездной и безвозвратнойосновах на осуществление определенныхцелевых расходов.

    Субсидия — это бюджетныесредства, предоставляемые бюджетудругого уровня бюджетной системыРоссийской Федерации, физическому илиюридическому лицу на условиях долевогофинансирования целевых расходов.

    Предоставление субсидий исубвенций юридическим лицам, которыене являются государственными илимуниципальными унитарными предприятиями,бюджетными учреждениями, а такжегражданам-предпринимателям, допускается:

    • из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    • из бюджетов субъектов Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год;
    • из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

    Возврату в соответствующийбюджет подлежат субсидии и субвенциив случаях их нецелевого использованияв сроки, устанавливаемые уполномоченнымиорганами исполнительной власти, а такжев случаях их неиспользования вустановленные сроки.

    Бюджетные инвестиции вуставные капиталы действующих или вновьсоздаваемых юридических лицпредусматриваются соответствующимбюджетом при условии включения их вфедеральную целевую программу,региональную целевую программу либо всоответствии с решением федеральногооргана исполнительной власти, органаисполнительной власти субъекта Федерацииили органа местного самоуправления.Предоставление бюджетных инвестицийюридическим лицам, не являющимсягосударственными или муниципальнымиунитарными предприятиями, влечетвозникновение права государственнойили муниципальной собственности наэквивалентную часть уставных (складочных)капиталов и имущества, указанныхюридических лиц, и оформляется участиемРоссийской Федерации, субъектов Федерациии муниципальных образований в уставных(складочных) капиталах таких юридическихлиц в соответствии с гражданскимзаконодательством Российской Федерации.

    Бюджетная ссуда — это бюджетныесредства, предоставляемые другомубюджету на возвратной, безвозмезднойили возмездной основах на срок не болеешести месяцев в пределах финансовогогода.

    Дотации — это бюджетныесредства, предоставляемые бюджетудругого уровня бюджетной системыРоссийской

    Более подробно рассмотримтакие формы бюджетного финансированиякак государственный кредит, государственныеи муниципальные гарантии, ценные бумаги,определим роль государства как кредитора,заемщика и гаранта.

    1.2.1. Государство каккредитор

    Государственный кредит — этоформа финансирования бюджетных расходов,которая предусматривает предоставлениесредств юридическим и физическим лицамна возвратной и возмездной основах.(ст.6 БК РФ).

    Как экономическая категорияон охватывает совокупность денежныхотношений, между государством в лицеего органов власти и управления, с однойстороны, и физических и юридических лиц- с другой.

    https://www.youtube.com/watch?v=xGDTsxxR1g8

    Государственный кредитнаходится на стыке двух видов денежныхотношений — финансов и кредита и несетпризнаки как тех, так и других.

    В качествезвена финансовой системы он обслуживаетформирование и использованиецентрализованных денежных фондовгосударства, т.е.

    бюджета и внебюджетныхфондов, и является вторым по величинепосле дохода источником формированияфинансовых ресурсов государства иместных органов самоуправления.

    Как один из видов кредита,государственный кредит имеет рядособенностей, отличающих его отклассических финансовых категорий,например налогов.

    Налоговый кредит и инвестиционныйналоговый кредит не могут быть однимиз видов бюджетного кредита, ведьбюджетный кредит предусматривает формурасходов бюджетных средств, ужеаккумулированных в бюджете. Налоговыйкредит и инвестиционный налоговыйкредит предоставляются в форме денежныесредств (по налоговым платежам), которыееще не являются средствами бюджета.

    В отличие от налогов он имеетдобровольный характер, хотя в историинашего государства известны и отходаот принципа добровольности при размещениизаймов.

    Если налоги движутся только водном направлении, от плательщика вцентрализованные денежные фонды(обратное движение возможно только вслучае возврата переплаченных илиошибочно взысканных сумм), то основойгосударственного кредита является еговозвратность и платность. Платностьозначаёт, что через определенный периодвремени внесенная сумма возвращаетсяс процентами.

    Как финансовая категориягосударственный кредит выполняет трифункции финансов: распределительную,регулирующую и контрольную.

    Видео:Фискальная политика и дефицит государственного бюджетаСкачать

    Фискальная политика и дефицит государственного бюджета

    Через распределительнуюфункцию государственного кредитаосуществляется формированиецентрализованных денежных фондовгосударства или их использование напринципах срочности, платности ивозвратности.

    Положительное воздействиераспределительной функции государственногокредита заключается в том, что с еепомощью налоговое бремя более равномернораспределяется во времени, и приблагоприятных обстоятельствах можетбыть даже снижено.

    Регулирующая функциягосударственного кредита. Вступая вкредитные отношения, государство вольноили невольно воздействует на состояниеденежного обращения, уровень процентныхставок на рынке денег и капиталов, напроизводство и занятость. Сознательноиспользуя государственный кредит какинструмент регулирования экономики,государство может проводить ту или инуюфинансовую политику.

    Государство регулируетденежное обращение, размещая займысреди различных групп инвесторов.Мобилизуя средства физических лиц,государство сжимает платежеспособныйспрос.

    Тогда если за счет кредитафинансируется развитие производства,например, инвестиции, произойдетабсолютное сокращение наличной денежноймассы в обращении.

    В случае финансированиязатрат на оплату труда, напримерпреподавателей или врачей, количествоналичной денежной массы в обращенииостанется без изменения, хотя возможноизменение структуры платежеспособногоспроса.

    Положительное воздействиена производство и занятость государствооказывает, предьявляя спрос на товарынационального производства за счетпозаимствованных за рубежом средств,выступая в качестве кредитора и гаранта.

    В экономически развитых странахраспространена система поддержки малогобизнеса, экспорта продукции илипроизводство в отдельных районах,испытывающих спад, путем гарантированиягосударством кредитов, предоставляемыхбанками согласно соответствующимпрограммам.

    Поддержка малого бизнесапредполагает, что государство берет насебя ответственность погашениязадолженности банкам по кредитам,предоставленным мелким предпринимателям,в случае их банкротства. В большинствепромышленно развитых стран функционируютгосударственные или полугосударственныекомпании, которые по низким ставкамстрахуют риск неплатежа экспортерамнациональной продукции.

    Большую роль в стимулированииразвития производства и занятостииграют кредиты, предоставляемые за счетрегиональных бюджетов. С их помощьюобеспечивается ускоренное развитиеопределенных районов или необходимыхнаправлений экономики той или инойтерритории.

    https://www.youtube.com/watch?v=SR7UUyBffT0

    Контрольная функциягосударственного кредита органическивплетается в контрольную функциюфинансов.

    Однако она имеет своиспецифические особенности, порожденныеособенностями данной категории: оченьтесно связана с деятельностью государстваи состоянием централизованного фондаденежных средств; охватывает движениестоимости в обе стороны, посколькупредполагает возвратность и возмезностьпривлеченных ресурсов; осуществляетсяне только финансовыми структурами, нои кредитными институтами.

    В качестве заемщиков припредоставлении бюджетных кредитовмогут выступать:

    • бюджеты других уровней бюджетной системы РФ;
    • унитарные предприятия;
    • юридические лица, не являющиеся унитарными предприятиями.

    В настоящее время получателямикредитов, предоставляемых из федеральногобюджета, являются в основном бюджетыдругих уровней.

    Политика бюджетногокредитования, проводимая РФ, основанана двух базовых принципах:

    • кредиты выделяются преимущественно на покрытие кассовых разрывов;
    • предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.

    В целях укрепления финансовойдисциплины и создания условий дляоздоровления государственных имуниципальных финансов в субъектах РФПостановлением Правительства РФ от 28марта 2005 г.

    № 160 утверждены Правилапредоставления бюджетам субъектов РФиз федерального бюджета бюджетныхкредитов на покрытие временных кассовыхразрывов, возникающих при исполнениибюджетов субъектов РФ, и расходов,связанных с ликвидацией последствийстихийных бедствий, а также их использованияи возврата.

    В соответствии с этимиПравилами временный кассовый разрыв,возникающий при исполнении консолидированногобюджета субъекта РФ, определяется какнедопоступление в определенный периодфинансового года доходов для осуществлениярасходов, предусмотренных консолидированнымбюджетом субъекта РФ, с учетом источниковфинансирования дефицита бюджета.

    При наличии или прогнозируемомвозникновении временного кассовогоразрыва орган исполнительной властисубъекта РФ может обратиться в МинфинРФ за предоставлением бюджетногокредита.

    Это обращение должно содержатьобоснование необходимости выделениясредств; сведения о поступивших доходахи произведенных расходах за истекшийпериод текущего финансового года;прогноз по доходам и расходамконсолидированного бюджета субьектаРФ и источникам финансирования дефицитабюджета на период заимствования,источники и сроки погашения бюджетногокредита в течение финансового года.Минфин РФ вправе запрашивать иныесведения, необходимые для принятиярешения о предоставлении бюджетногокредита.

    Бюджетные кредиты предоставляютсяна срок, не выходящий за пределыфинансового года, по процентной ставке,установленной в соответствии с федеральнымзаконом о федеральном бюджете на ржущийфинансовый год.

    Решение о предоставлениибюджетного кредита с указанием сроковего возврата и объема принимает министрфинансов. Для предоставления бюджетногокредита оформляется соглашение междуМинфином РФ и органом исполнительнойвласти субъекта РФ.

    Объем бюджетного кредитаопределяется, с одной стороны, возможностямифедерального бюджета, а с другой -потребностями, заемщика, определяемымивеличиной временного кассового разрыва,возникающего при исполненииконсолидированного бюджета или размеромрасходов, связанных с ликвидациейпоследствиями стихийных бедствий.

    В связи со значительным невозвратом бюджетных кредитов юридическимилицами большое внимание уделяетсяработе по погашению образовавшейсязадолженности.

    Способами обеспеченияисполнения обязательств по возвратубюджетного кредита могут быть толькобанковские гарантии, поручительства,залог имущества, в том числе в видеакций, иных ценных бумаг в размере неменее 100% предоставляемого кредита.

    Кроме того, обязательным условиемпредоставления бюджетного кредитаявляется проведение предварительнойпроверки финансового состояния получателябюджетного кредита финансовым органомили по его поручению другим уполномоченныморганом. Причем указанные уполномоченныеорганы имеют право на проверку получателябюджетного кредита в любое время действиякредита.

  • Бюджет

    Уровень бюджетного финансирования

    Видео:ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 6 минут | Контроль личных финансовСкачать

    ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 6 минут | Контроль личных финансов

    Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

    Сущность бюджета

    Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства.

    Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве — совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

    Законодательная база

    Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

    Функции бюджета

    Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

    • Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
    • Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
    • Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

    Бюджетное устройство

    Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

    https://www.youtube.com/watch?v=Hr0bwbzqeNU

    Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

    Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

    • Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
    • Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
    • Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
    • Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
    • Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
    • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
    • Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
    • Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
    • Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
    • Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

    Бюджетная система Российской Федерации

    Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

    Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

    От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

    Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

    В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

    • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
    • Местные бюджеты.

    Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

    Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

    Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.

    Доходы

    Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

    Состав доходов бюджета:

    • Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
    • Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

    Расходы

    Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

    Расходы:

    • Государственное и муниципальное управление;
    • Национальная оборона;
    • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
    • Поддержка отраслей материального производства;
    • Научно-технический прогресс (НТП);
    • Социальная защита населения;
    • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
    • Обслуживание и погашение государственных долгов.

    В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

    • Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
    • Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

    Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

    Доходы территориальных бюджетов

    Делятся на два вида:

    Видео:Государственный бюджет - просто о сложномСкачать

    Государственный бюджет - просто о сложном
    • Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
    • Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

    К регулирующим доходам относятся:

    • Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
    • Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
    • Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
    • Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

    Видео

    Понятие и сущность сметного финансированияСкачать

    Понятие и сущность сметного финансирования

    Вебинар "Как построить школу за счет бюджетного финансирования?" (17.08.2021 г.)Скачать

    Вебинар "Как построить школу за счет бюджетного финансирования?" (17.08.2021 г.)

    2.7 Основные источники финансирования бизнеса 🎓 ЕГЭ по обществознанию без репетитораСкачать

    2.7 Основные источники финансирования бизнеса 🎓 ЕГЭ по обществознанию без репетитора

    Как СОНКО получить бюджетное финансирование?Скачать

    Как СОНКО получить бюджетное финансирование?

    Как закрыть дыру в бюджете? Или как избежать бюджетного дефицита и найти источники покрытия?Скачать

    Как закрыть дыру в бюджете? Или как избежать бюджетного дефицита и найти источники покрытия?

    Стадии бюджетного процессаСкачать

    Стадии бюджетного процесса

    Финансовое право. Лекция 3. Бюджет и финансовая система РФ. Доходы и расходы. Уровни.Скачать

    Финансовое право. Лекция 3. Бюджет и финансовая система РФ. Доходы и расходы. Уровни.

    Президент и Верховный Совет в поисках дополнительных источников финансирования бюджетаСкачать

    Президент и Верховный Совет в поисках дополнительных источников финансирования бюджета

    Бюджетный процесс (лектор - Елена Смолицкая)Скачать

    Бюджетный процесс (лектор - Елена Смолицкая)

    Порядок финансирования бюджетных расходовСкачать

    Порядок финансирования бюджетных расходов

    МЕКЕМЕ Бюджетное планирование и финансированиеСкачать

    МЕКЕМЕ  Бюджетное планирование и финансирование

    Понятие, принципы и участники бюджетного процессаСкачать

    Понятие, принципы и участники бюджетного процесса

    Доходы и расходы бюджета Российской ФедерацииСкачать

    Доходы и расходы бюджета Российской Федерации

    Бюджетная система Российской ФедерацииСкачать

    Бюджетная система Российской Федерации
    Поделиться или сохранить к себе: