- Россия в системе международных отношений, политических и экономических
- Предпосылки распада СССР
- «Мина замедленного действия»
- Новый политический статус: Россия – правопреемница СССР
- Совет Безопасности ООН – инструмент влияния на международную политику
- Факторы влияния России на положение дел в мире
- Варианты будущего развития России
- Россия в системе международных экономических отношений
- Проблемы экономической глобализации для России
- Россия в XVII веке
- Россия в системе международных отношений: 18 век
- Нереализованные цели во внешней политике XVIII века
- Россия в XIX веке
- Роль России в современных международных экономических отношениях
- Неореализм
- Неоклассический реализм
- Неолиберализм
- Место России в системе современных МЭО
- I МЭО в условиях рыночного хозяйства……………………………… …….5
- Введение
- Видео
Россия в системе международных отношений, политических и экономических
Современная Россия в системе международных отношений сталкивается со многими проблемами. Почти все они унаследованы из советского прошлого.
Проблемы касаются всех сфер международных отношений: политической, экономической, культурной и др. В статье мы постараемся разобраться в том, какие позиции занимает Россия в системе современных международных отношений.
Начнём с первых дней появления нового государства – Российской Федерации.
Предпосылки распада СССР
Россия в системе международных политических отношений стала развиваться после того, как распался Советский Союз на отдельные независимые республики. По своему масштабу это событие стало настоящей геополитической катастрофой XX века.
Хочется отметить, что к 80-м годам ХХ века коммунистическая идеология уже утратила былую привлекательность для большей части советского населения. В мире это произошло намного раньше. Так, в 60-70-е гг. прошлого столетия прокатилась волна антикоммунистических выступлений в странах Варшавского договора.
Ошибочно утверждать, что в них был задействован американский госдеп. Советские службы разведки и контрразведки умело выявляли всех агентов Запада, умели оградить и своих граждан, и граждан стран-союзников по социалистическому лагерю от их идеологического влияния.
Люди сами стали разочаровываться в идеологии советских режимов. причина заключалась в отставании СССР от Запада на решающих направлениях научно-технической революции, которое уже невозможно было скрыть.
Также ошибочно утверждать, что наши граждане «продались за джинсы и жвачку» капитализму, как любят это делать патриоты, ностальгирующие по советскому прошлому. Качество жизни европейцев, действительно, было намного лучше граждан, «победивших фашизм».
«Мина замедленного действия»
Россия в системе современных международных отношений получила новый правовой статус 12 июня 1990 года. В этот день Верховный Совет РСФСР провозгласил суверенитет по отношению к СССР.
Трагедия в этом для нас заключается в том, что фактически мы первые вышли из страны, которую так долго собирали наши предки. СССР образовался только в 20-е годы ХХ века.
Однако это произошло благодаря тому, что почти все республики, вошедшие в СССР (кроме Польши, Прибалтики и Финляндии), внутренне были готовы к новому объединению, так как сохраняли культурные и хозяйственные связи между собой после распада единой империи.
Ленин и Троцкий совершили главную геополитическую ошибку: они разделили страну по национальному принципу, что неминуемо должно было привести к национальному шовинизму и сепаратизму в будущем. Напомним, что И. В. Сталин был противником подобного объединения, а президент В. В.
Путин назвал этот процесс «заложением мины замедленного действия», которая и «рванула» после краха социалистической идеологии в конце ХХ века.
Новый политический статус: Россия – правопреемница СССР
Итак, наша страна начала свою новую историю после 1990 года. С этого момента и нужно рассматривать тему «Россия в системе международных отношений».
После распада СССР мы оказались перед необходимостью геополитического самоопределения, которое влияет на позиционирование в геополитическом пространстве, выбор цивилизационных ориентиров, вектор внешней политики, экономическую модель развития и др.
Новое государство – Российская Федерация – провозгласило себя «партнером» и «другом» Запада, демократической страной, которая будет «уважать и признавать все правительства и существующие режимы» в мире. Однако сохранили мы и традиции советского прошлого:
- Позиционирование себя как многонационального и многокультурного государства. Россия впервые за всю свою историю могла сложиться как нация-государство. Процент русских в новом государстве составляет около 80 %, а в некоторых регионах и до 99 % от числа жителей. Это больше, чем было в остальных «национальных республиках» бывшего СССР на момент распада. Многие другие нации-государства не могут похвастаться таким процентом титульной нации от числа жителей. Однако мы сознательно отказались от этого статуса, отдавая дань имперскому и советскому прошлому. Не случайно первый президент – Б. Н. Ельцин — начинал все свои обращения к народу фразой: «Дорогие, россияне» — это подчеркивало статус гражданства, а не нации. К слову сказать, термин «россиянин» так и не прижился в нашем обществе, уступив место «гражданину России».
- Статус постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Он достался нашей стране потому, что Россия объявила себя правопреемницей СССР.
Последнее обстоятельство дает нам значительные рычаги влияния на международной арене. Подробнее в этом разберемся далее.
Совет Безопасности ООН – инструмент влияния на международную политику
Постоянное членство в Совбезе ООН дает основание говорить, что ведущее место занимает Россия в системе международных отношений. Кратко перечислим преимущества этого статуса:
- Наш представитель в ООН может наложить «вето» на любую резолюцию ООН. Фактически без нашего согласия любое крупное международное событие – война, санкции против других стран, образования новых государств и др. – будет считаться незаконным с точки зрения международного права.
- Россия может инициировать многие вопросы в повестку дня Совета Безопасности ООН и др.
К сожалению, многие международные процессы происходят в обход ООН, что дает основания полагать о кризисе этой организации и обвинять ее в неспособности решать международные политические проблемы. Россия в системе международных отношений уже не играет той значимой роли, которую играл когда-то «единый и могучий» Союз.
Факторы влияния России на положение дел в мире
Постоянное членство в Совбезе ООН – не единственный инструмент влияния. Россия в системе международных отношений занимает одну из ключевых положений в силу следующих обстоятельств:
- Территория. Наша страна является самым крупным по территории и седьмым по численности населения государством.
- Расположение. Россия занимает благоприятную геополитическую позицию в центре Евразии. При грамотном ведении внешней политики можно сформировать наиболее выгодные экономические транзитные пути между «азиатскими тиграми» — Китаем, Южной Кореей и Японией – и Старым Светом.
- Сырье. Доля РФ в мировых запасах: нефть – 10-12 %, железо – 25 %, калийные соли – 31 %, газ – 30-35 % и др. Наша страна может влиять на мировые цены, объемы добычи мировых полезных ископаемых и др.
- Мощный ядерный потенциал, доставшийся нам от СССР и др.
Каково место России в системе международных отношений? Все вышеперечисленные факторы дают нам понять, что наша страна – влиятельная трансрегиональная держава и глобальная ядерная сверхдержава.
Антироссийские санкции Запада, а также его политическое давление на нашу страну носят временный неконструктивный характер. Об этом заявляют не российские официальные власти, а лидеры ведущих западных стран. Надеемся, что ситуация в ближайшее время нормализуется.
Попробуем смоделировать возможное будущее, исходя из геополитического самоопределения России.
Варианты будущего развития России
Для нашей страны возможны два альтернативных сценария развития:
- Она станет на инновационный путь развития, осуществит всестороннюю модернизацию, что приведет к утверждению демократического режима.
- Россия станет фактором дестабилизации положения на значительной части Евразии, что приведет к утверждению тоталитарного режима.
Третьего варианта быть не может. Мы либо развиваемся и становимся передовой развитой страной, либо обособляемся окончательно от остального мира. Второй вариант полностью повторяет судьбу СССР.
К сожалению, многие независимые экономисты и политологи отмечают, что мы идет по второму пути и стали «полем анархии и хаоса, который распространяется на соседние регионы».
К традиционным «советским» проблемам технической отсталости прибавились новые, ранее невиданные: навязывание православия, шовинизм и национализм на государственном уровне, который проявляется через построения так называемого «русского мира».
Россия в системе международных экономических отношений
Отойдем от политической сферы и разберем экономическую. Россия в системе международных финансовых отношений стала развиваться после вступления ее на международный фондовый рынок. Это событие, конечно, явилось положительным явлением для международной торговли, однако на нас, наоборот, оно оказало отрицательное воздействие.
Причина в том, что мы не были готовы к резкому переходу в стадию «дикого капитализма» после «социализма с человеческим лицом». Горбачевская «перестройка» хоть и зарождала первые зачатки рыночной экономики, но основная масса населения растерялась в новых для себя условиях.
Усугубляла положение и «шоковая терапия» нашего демократического правительства, которая била по карманам обычных граждан. Голод и нищета – символы эпохи переходного периода. Так продолжалось до финансового кризиса июля-августа 1998 года. Объявив дефолт, мы фактически разорили многих крупных иностранных инвесторов.
Тем не менее после этих событий наша страна стала развиваться в духе капиталистической державы.
Проблемы экономической глобализации для России
Создание экономической свободы для капитала в совокупности с политической изоляцией нашей страны на международной арене приводит к огромнейшей проблеме для экономического развития государства: происходит «бегство капитала».
Другими словами, многие предприниматели не заинтересованы в долгосрочном развитии России. Их цель – быстро сколотить состояние и вывести всю прибыль в иностранные банки. Так, отток капитала в 2008 году составлял 133,9 млрд долл., в 2009 г. – 56,9 млрд долл., в 2010-м – 33,6 млрд долл. и т. д.
Антироссийские внешние санкции и внутреннее «закручивание гаек» только усилили эти процессы.
https://www.youtube.com/watch?v=lEGWnVV3uaU
Вывод можно сделать неутешительный: переход к рыночной экономике для России оказался абсолютно убыточным. Только высокие цены на углеводороды в начале XXI века создали иллюзию развития и процветания.
Все закончилось тогда, когда цены на них снова опустились до прежних отметок. Экономисты заявляют, что больше подобных подъемов ждать не стоит в связи с развитием альтернативных источников энергии.
Далее в статье немного вспомним историю и рассмотрим подобные процессы в разные исторические периоды.
Россия в XVII веке
Россия в системе международных отношений 17 века вела активную внешнюю политику. Ее цель – «собирание» исконно русских земель, которые отошли к Польше. В 1569 году была подписана Люблинская уния, по которой Польша и Княжество Литовское объединяются в новое государство – Речь Посполитую.
Православное украинское и белорусское население в новом государстве подверглось тройному гнету: национальному, религиозному и феодальному. В результате это выливалось в крупные казацко-крестьянские бунты. После самого крупного из них – под предводительством Б.
Хмельницкого – Россия вступает в войну с Речью Посполитой.
8 января 1654 года в городе Переяславле состоялся Совет (Рада), на котором было принято решение о воссоединении Украины и России.
После этого весь XVII век наша страна отстаивала право на эти территории в ходе постоянных войн с Польшей, Крымом, Османской империей и даже Швецией.
Только к концу XVII века эти страны признали Киев и всю левобережную Украину в подданстве у России, заключив несколько мирных договоров.
Россия в системе международных отношений: 18 век
В XVIII веке Россия стала мощным европейским государством. Это связано с именами «Великих правителей»: Петра I Великого, Елизаветы I Великой и Екатерины II Великой. Россия в XVIII веке достигла следующих результатов:
- Получила доступ к Черному и Балтийскому морям. Для этой цели велись долгие военные конфликты со Швецией и Турцией.
- Ускоренными темпами стала развиваться собственная промышленность, произошел отказ от импорта сырья, многих промышленных товаров и вооружения.
- Россия стала крупнейшим экспортером зерна.
- Наша страна окончательно присоединила себе все земли Руси. Это стало возможным после разделов (их было несколько) Речи Посполитой.
Нереализованные цели во внешней политике XVIII века
Стоит заметить, что планы наших правителей в XVIII веке были грандиозными:
- Создание единого православного европейского государства, в которое бы вошли все православные народы Европы.
- Выход в Средиземное море. Для этого необходимо было захватить два турецких пролива – Босфор и Дарданеллы.
- Россия должна была стать мировым культурным центром, а также ведущим центром мирового самодержавия. Именно поэтому наша страна приняла у себя всех «царствующих особ» Франции после их свержения в ходе Французской буржуазной революции, а также возложила на себя «обязанность наказать выскочку» – Наполеона Бонапарта.
Россия в XIX веке
Россия в системе международных отношений 19 века была втянута в процессы мировой промышленной интеграции. До середины века мы еще сохраняли консерватизм. Мы победили Наполеона, считались «жандармом Европы» и гарантом безопасности в мире.
Однако ведущие европейские страны уже развивалась по промышленному капиталистическому пути. Отставание России от них с каждым годом становилось всё заметнее. Окончательно это стало понятно после Крымской войны 1853-1856 гг.
, в которой наших солдат истребляли с дальнего расстояния нарезные европейские ружья, дальнобойные орудия, а на море наш парусный флот уничтожался новейшими пароходами.
После этих событий Россия отказывается от активной внешней политики и открывает свои двери для международного иностранного капитала.
Роль России в современных международных экономических отношениях
Роль России в современных международных экономических отношениях
Введение
Глава 1. Основные понятия и тенденции развития современных международных экономических отношений
- Международные экономические отношения: понятие, субъекты и формы
- Основные теории международных экономических отношений
- Современные тенденции в развитии международных экономических отношений
Глава 2. Россия в системе международных экономических отношений
2.1 Современное геополитическое и геоэкономическое положение России
2.2 Ресурсный потенциал, конкурентные преимущества и слабости России в системе современной мировой экономики
2.3. Структура внешней торговли России
https://www.youtube.com/watch?v=88WB80XHfw0
Глава 3. Анализ специфики базовых внешнеэкономических связей России
3.1 Особенности международного экономического сотрудничества России со странам СНГ
3.2 Особенности международного экономического сотрудничества России со странам ЕС
3.3 Специфика международной торговли России со странами БРИКС
3.4. Экономические отношения России и США
Видео:История 7 класс. Россия в системе международных отношений.Скачать
3.5 Россия и ВТО. Экономические последствия присоединения России к ВТО
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI века характеризуется динамичными изменениями в мировой экономике и мирохозяйственных связях: нарастают процессы глобализации и регионализации, усиливают свое влияние ТНК, укрепляются позиции Китая, Индии, Бразилии, обостряются мировые финансовые и энергетические проблемы, не утрачивают актуальности уже известные глобальные вызовы – демографические, продовольственные, экологические и другие.
В такой ситуации внешнеэкономическая деятельность России направлена, прежде всего, на внешнее сотрудничество и взаимодействие. Укрепление внешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами — важнейшая часть стратегии развития страны в XXI веке.
Это связано еще и с тем, что ускоряющийся процесс глобализации во всех сферах жизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского пути развития и для небольших стран, и для таких гигантов, как Россия.
Такие страны нуждаются в первоначальном толчке, который в дальнейшем позволит при высоких темпах роста в обозримое время догнать высокоразвитые страны по уровню жизни населения и макроэкономическим показателям.
Таким толчком могут послужить инвестиции в российскую экономику со стороны наиболее успешно развивающихся стран мира.
Актуальность исследования состоит в том, что неотъемлемой частью экономических реформ, осуществляемых в России, является постепенная интеграция страны в мировую экономику. Отсюда — естественная необходимость развернутого анализа и внимательного учета международных экономических отношений России с мировым сообществом.
Это касается все более широкого участия России в международном разделении труда, международной торговле, международном движении капитала (прежде всего в форме прямых иностранных инвестиций) и, наконец, в международном производстве.
Цель курсовой работы: выявить проблемы и перспективы развития России в системе современных международных экономических отношениях.
В связи с этим в работе поставлены следующие ключевые задачи:
1) Рассмотреть внешнеэкономические связи России через основные формы МЭО;
2) Проанализировать международные экономические отношения России;
3) Определить перспективы развития международных экономических отношений России.
Объектом исследования является международная экономическая деятельность России в условиях глобализации экономики.
Предмет исследования составляют международные экономические отношения России, в условиях глобализации экономики, а также их значение для внешнеэкономической политики России.
Глава 1. Основные понятия и тенденции развития современных международных экономических отношений
Международные экономические отношения: понятие, субъекты и формы
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения.
Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений.
Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ).
В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет — экономики.
https://www.youtube.com/watch?v=GjcI0xiHEA8
Формы МЭО
Выделяют следующие формы МЭО:
- международная специализация производства и научно-технических работ;
- обмен научно-техническими результатами;
- международная кооперация производства;
- международная торговля;
- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
- движение капитала и рабочей силы;
- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам.
В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран.
Видео:Краткий пересказ §17 Россия в системе международных отношений. История России 8 классСкачать
Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип МРТ означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т. п.
) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.
Субъектами международных экономических отношений являются:
1) на микроэкономическом уровне:
мелкие и средние предприятия, а также физические лица, осуществляющие внешнеэкономические операции;
2) на макроэкономическом уровне субъектами международных экономических отношений выступают отдельные страны (их региональные и муниципальные субъекты), интеграционные объединения стран, крупные города и отдельные области (регионы) разных стран;
3) на обоих уровнях функционируют крупнейшие международные торговые, финансовые, промышленные корпорации, а также институциональные инвесторы: инвестиционные, пенсионные и другие фонды, страховые, трастовые компании. |
4) на наднациональном уровне в качестве субъектов МЭО действуют международные организации и наднациональные институты.
- Основные теории международных экономических отношений
Современные теории международных отношений
Неореализм
Основные положения неореализма:
- Неореализм начинается с посылки, согласно которой теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. Согласно неореализму, международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.
- Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.
- Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровень международной системы, структурные свойства которой не зависят от усилий малых и средних государств, а являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими, так как зависят в основном от воли великих держав. Кроме того, Уолтц выделил три основных принципа структуры международных отношений («структурная триада»). Во-первых, государства прежде всего руководствуются мотивом выживания. Во-вторых, участниками международных отношений остаются только государства, так как другие акторы не догнали и не перегнали ведущие державы по наличию полномочий и властных возможностей. В-третьих, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом..
- Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.
- Неореализм отличает стремление к методологической строгости.
- Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.
- Движущая сила международных отношений — в жёстком, сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.
Неоклассический реализм
Впервые термин «неоклассический реализм» был использован Гидеоном Роузом в 1998 году для описания группы теоретических подходов в теории международных отношений, стремящихся синтезировать структурный реализм и теорию внешней политики с целью объяснения и прогнозирования изменений во внешней политике государства. Другие видные представители данного течения в международных отношениях — Дж. Миршаймер, У. Уолфорт, Р. Швеллер, Т. Кристенсен, Ф. Закария и др.
https://www.youtube.com/watch?v=3kOgmw5PkT8
Основные положения неоклассического реализма:
- Внешняя политика государства, ее изменения рассматриваются через призму деятельности государственных и негосударственных акторов на внутригосударственном уровне.
- Государство реагирует на международные угрозы, создавая общественную коалицию, позволяющую интегрировать необходимые для внешнеполитического ответа ресурсы.
Неолиберализм
Отличительными чертами новой парадигмы стали следующие положения:
- Как и в либерально-идеалистической парадигме, неолибералы считают, что государство не является единственным участником международных отношений. Возрастает роль таких нетрадиционных акторов как ТНК, международных организаций, террористических и криминальных организаций, индивидов и т.д.
- Увеличение числа участников международных отношений имеет и ряд негативных последствий, прежде всего, увеличивается число источников и растёт многообразие угроз для общества и всего человечества. Лучшим решением в этой ситуации является концепция кооперативной безопасности. Таким образом, в центре неолиберализма находятся проблемы международной безопасности.
- Главной целью участников международных отношений, по мнению сторонников неолиберализма, является международная безопасность, в то время как представители либерально-идеалистической парадигмы указывали на плюрализм целей с приоритетом универсальных идеалов и человеческих ценностей.
- Важнейшим условием достижения международной стабильности, мирового порядка и социального прогресса является развитие международного сотрудничества, которое также способствует росту экономического благополучия.
- Главные средства международных отношений — распространение идеалов либеральной демократии и рынка, а у либералов — создание международных организаций, развитие международного права и сотрудничества.
- Центр тяжести переносится с международного права и международных организаций, деятельность которых зачастую оказывается бесплодной, на международную мораль. При этом главными критериями моральности выдвигаются либеральная демократия и права человека, на основе которых в будущем возможно создание нового мирового порядка.
- В своих теоретических построениях неолиберализм сближается с неореализмом, в то время как либерально-идеалистическая парадигма находится с ним в конфронтации.
Место России в системе современных МЭО
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский государственный университет путей сообщения
Кафедра мировой экономики и экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Место России в системе современных МЭО
Выполнила студентка гр. МЭ-07-2.____________
(подпись)
Научный руководитель – Д. э. н., проф..__________
(подпись)
Курсовая работа защищена с оценкой__________________
Иркутск 2009
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
I МЭО в условиях рыночного хозяйства……………………………… …….5
1.1 Сущность МЭО. Их важнейшие уровни и формы……………………..5
1.2 Общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности…….………………………………………………………………………….…….9
II Россия в системе современных МЭО………………………………………14
Видео:Россия в системе международных отношений в 17 векеСкачать
2.1 Условия формирования роли России в МЭО.………………………….14
2.2 Положительные и отрицательные стороны России в формировании своего места в МЭО…………………………………………………………………….16
2.3 Место России на мировом рынке товаров и услуг…….……………….18
2.4 РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции……………………………………………………………………………………34
2.5 Участие России в международных экономических группировках и экономических организациях………………………………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………….58
Библиографический список……………………………………………………………..60
Введение
Вовлеченность в мирохозяйственные связи — важное условие полноценного экономического развития любой страны. В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на собственные силы по существу невозможно.
Это заставляет государства объединять свои усилия в общий процесс, в рамках которого тесное взаимодействие становится абсолютно необходимым.
Развитие внешнеэкономических связей требует, прежде всего, изучения мирового рынка, понимания мировых тенденций в бизнесе, признания существования множества культур и управленческих подходов к принятию решений в различных странах.
https://www.youtube.com/watch?v=8q6NB3bTplc
Современная мировая экономика характеризуется усиливающейся интернационализацией и, как следствие, глобализацией производства, обмена и потребления.
С начала 90-х годов в ней получили ускорение следующие долговременные тенденции: повышение роли внешнего фактора в хозяйственном развитии, глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик, “деиндустриализация” и рост удельного веса сферы услуг, развитие региональных интеграционных процессов.
В экономической политике большинства стран мира акцент по-прежнему делается на использовании частной инициативы, либерализации внутри- и внешнеэкономических процессов.
Процесс интернационализации в отдельных странах развивается в двух направлениях: либо он идет по пути расширения использования иностранных товаров, услуг, капитала, технологии, информации в сфере внутреннего потребления данной страны, либо преобладает ориентация страны на мировой рынок и глобальной экспансией фирм в торговле, инвестициях и других сделках. Главным следствием этого процесса является пространственная и институциональная интеграция рынков.
Глобализация проявляется в огромном увеличении масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики.
Так, в стоимостном выражении объем мировой торговли в 2000 году составил около 12 трлн. долл., что в три раза ниже стоимостного объема мирового ВВП (30 трлн. долл.) .
Она затрагивает все формы международных экономических отношений: традиционную внешнюю торговлю товарами и услугами, движение капитала, обмен технологиями, информацией и идеями, валютные потоки, миграцию людей.
Экономические отношения между странами все больше выходят за рамки двусторонних и приобретают характер многосторонних отношений, связывающих ряд стран и оказывающих порой весьма существенное влияние на систему мирового хозяйства.
Следует подчеркнуть, что развитие внешнеэкономических связей России должно рассматриваться с учетом перспективы внешних возможностей и проблем, возникающих при появлении новых сфер взаимосвязей благодаря глобально интегрированному производству, различным видам движения капитала, более тесной зависимости в торговле товарами и услугами, межнациональным информационным потокам.
Таким образом, главная цель моей курсовой работы – это раскрытие сущности международных экономических отношений в условиях современного рыночного хозяйства, их формы и уровни. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности;
- Изучить условия формирования роли России в МЭО;
- Рассмотреть место России на мировом рынке товаров и услуг;
- Изучить РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции;
- Рассмотреть участие России в международных экономических группировках.
I. МЭО в условиях рыночного хозяйства
- Сущность МЭО. Их важные уровни и формы
Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения.
Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни.
Вследствие этого, углубление и развитие МЭО зависят от тех же причин, что и развитие МРТ, а именно: от естественных (природных, географических, демографических и т.п.
), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.
Уровни МЭО:
— простейшие экономические связи эпизодического характера;
— устойчивые экономические связи, основанные на международных соглашениях;
— проведение согласованной экономической политики государствами.
Видео:Россия в системе международных отношений (18 век)Скачать
https://www.youtube.com/watch?v=-3Iz2uhSahA
Выделяют следующие формы МЭО:
- международная торговля;
- международная специализация производства и научно-технических работ;
- международная миграция рабочей силы;
- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
- движение капитала и рабочей силы;
- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
По оценкам аналитиков ВТО, прирост мировой торговли в 2008 г. в реальном выражении составил только 2,0% (самый низкий показатель в текущем десятилетии) по сравнению с 5,5% в 2007 г.
Реальный рост торговли ВТО рассчитывает с учетом инфляции в разных странах и динамики курсов валют на основе прогнозов статистических служб ООН и МВФ. При этом номинально вывоз товаров вырос на 15% и составил 15,8 трлн. долл.
, а экспорт услуг – на 11%, или до 3,7 трлн. долл. .
Согласно рейтингу ВТО (по предварительным данным), в 2008 г. Российская Федерация заняла 9-е место в мире по стоимостным объемам экспорта товаров – 472 млрд долл. При этом номинальные темпы годового прироста выросли до 33%.
Удельный вес России в глобальном вывозе составил 2,9% (в 2007 г., соответственно, 12-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров (292 млрд долл.; темпы прироста — 31%) Россия осталась на 16-й позиции, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,8% (в 2007 г.
, соответственно, 16- место и 1,6%) .
Следует отметить, что международное движение капитала, занимая ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику.
Активизировавшийся в начале 70-х годов процесс интернационализации рынков капитала проявляется в постоянно увеличивающихся объемах перелива капитала между государствами рыночной экономики.
Об этом свидетельствует общий рост прямых и портфельных инвестиций, увеличение объема долгосрочных и краткосрочных кредитов, рост масштабов операций на рынке валют и др.
Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров и импортеров капитала.
К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести следующие:
• вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;
• вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;
• перемещение капитала за границу неблагоприятно отображается на платежном балансе страны.
Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими:
• регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;
• привлекаемый капитал создает новые рабочие места;
• иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, содействует ускорению в стране научно-технического прогресса;
• приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.
В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала:
• приток иностранного капитала, «подминая» местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;
• импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;
• импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны.
Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия.
Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе, как международная миграция капитала. Государство не планирует вводить меры, ограничивающие движение капитала. В 2008 г. отток капитала составил $130 млрд., а в январе 2009 г. — $40 миллиардов .
Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.
Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы.
Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Видео:§21—22 Россия в системе международных отношенийСкачать
Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций.
Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы.
Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
Видео
История 8 класс (Урок№21 - Россия в системе международных отношений в середине XVIII в.)Скачать
Системы Международных Отношений // ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЗАВТРАКСкачать
Международные экономические отношенияСкачать
Россия в системе международных отношений в середине XVIII в.Скачать
История России, 8 класс, § 17 "Россия в системе международных отношений"Скачать
Краткий пересказ §21-22 Россия в системе международных отношений. История 7 кл АрсентьевСкачать
§ 21-22 ( 23-24) Россия в системе международных отношенийСкачать
Как работает мировая экономика. Принципы экономики за 30 минут. МультфильмСкачать
§ 21- § 22. Россия в системе международных отношений. Отношения со странами Европы. 7 КЛАСС.Скачать
История Арсентьев 7 класс $21-22 Россия в системе международных отношенийСкачать
«Венская система» международных отношений. Россия в европейской политике 1815-1878 ггСкачать
§21—22 Россия в системе международных отношенийСкачать
Россия в системе международных отношений: отношения с Китаем. 7 класс. § 21-22Скачать
История России 7к. §21/22 Международные отношения России.Скачать