- Бюджет субъектов РФ — это что такое?
- Общая информация
- Расходы
- Расходы: конкретные примеры
- Как всё идёт на самом деле?
- Госдолг субъектов
- Специфические моменты работы с госдолгом
- Расходы бюджета: понятие, виды
- Виды бюджетных расходов
- Виды расходов бюджета:
- Обыкновенные и чрезвычайные расходы бюджета
- Текущие и капитальные расходы бюджета
- Структура института расходов бюджета
- Расходы бюджетов субъектов российской федерации, их оптимизация
- Введение
- 1.1 Понятие, сущность и функции расходов бюджетов субъектов РФ
- 1.2 Расходы бюджетов субъектов РФ
- Видео
Бюджет субъектов РФ — это что такое?
В Российской Федерации государственная финансовая система устроена таким образом, что есть бюджеты разных уровней. Наиболее известным является так называемый центральный, которым распоряжаются чиновники из Москвы.
Но есть ещё региональные, областные, краевые, районные, городские и сельские бюджеты.
Что они собой представляют? Какие доходы получают и расходы несут? Что собой представляет бюджет субъектов РФ? Это все будет рассмотрено в рамках статьи.
Общая информация
Бюджет субъектов РФ – это форма сбора и траты денежных средств, которые нужны для обеспечения функций и задач, находящихся в ведении субъекта Федерации. Они формируются на основе таких принципов:
- Гласности.
- Единства (все доходы идут в один бюджет).
- Сбалансированности.
- Самостоятельности (каждый уровень власти должен работать самостоятельно над составлением собственного бюджета).
Поступления можно разделить на неналоговые и налоговые. В целом следует отметить, что федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ довольно похожи. Если кратко, то они отличаются статьями наполнения и трат, а также их размерами.
Неналоговые доходы представляют собой поступления от различных видов собственности и дивидендов по акциям, которые принадлежат субъекту. Каждый из них заинтересован в развитии и увеличении поступлений.
Налоговые доходы делятся на закреплённые (собственные) и регулируемые.
Закреплённые налоги вводятся непосредственно самим субъектом Российской Федерации и поступают в бюджет на постоянной основе. К ним можно отнести, например, региональные сборы. Они формируют стержень финансовой системы субъектов РФ.
Благодаря этому становится возможным осуществление долгосрочной экономической и социальной политики, обеспечение работы учреждений и структур социальной сферы. Так, могут взиматься налоги на имущество организации, недвижимость, транспортный, лицензионные сборы и вмененный доход.
А в другом случае работает иной механизм. Под регулируемыми налогами понимают суммы денег, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью обеспечения нужного объема финансовых ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств. Давайте рассмотрим несколько вариантов.
Это и НДС, и налог на доходы физических лиц, и на прибыль. Правда, перераспределяются не все средства, а только определённый процент. К регулирующим налогам можно отнести ещё субсидии, дотации и средства из специальных фондов для финансовой поддержки регионов.
Как видите, бюджет субъектов РФ – это сложный механизм обеспечения деятельности, который базируется на множестве источников. Регулируемые доходы были введены из-за различного уровня развития территорий.
Они могут вводить региональные сборы и налоги, устанавливать по ним размеры ставок и предоставлять льготы. Также представители исполнительной власти в рамках субъектов могут предоставлять рассрочки или отсрочки по их уплате. Но это возможно только в тех случаях, если больше проблем нигде нет.
Если же говорить о том, что составляет наибольшую часть бюджетов субъектов РФ – это НДС, акцизы, пошлины и налог на прибыль. Следует отметить высокую интенсивность перераспределения денежных средств.
Поскольку довольно много забирает себе федеральный центр, то в среднем по стране эта статья дохода колеблется в диапазоне 30-40% от общего объема средств.
Расходы
На что тратятся деньги? На какие статьи идут расходы бюджетов субъектов РФ? Около трети всех денежных средств используется в качестве помощи на других уровнях государственной финансовой системы.
Например, область перечисляет районам на строительство школ.
Затем внимание уделяется промышленности, здравоохранению, сельскому и дорожному хозяйству, правоохранительной деятельности, государственному управлению, образованию, культуре и социальной политике.
Расходы: конкретные примеры
Необходимо обеспечивать финансирование большого количества направлений деятельности. При этом расходы бюджетов субъектов РФ группируются по статьям. Детали могут меняться в зависимости от ситуации, но в целом они похожи. Так, например, в одну статью объединяется финансирование муниципальных учреждений образования, здравоохранения, ЖКХ.
Под вывеской социальной политики подразумевают расходы, которые идут гражданам с детьми, инвалидам, ветеранам. Также бюджеты субъектов РФ/местные бюджеты кредитуют на льготных условиях предприятия промышленности, сельскохозяйственные объединения, помогают региональным учреждениям научной направленности.
Отдельно идут и службы поддержания общества, такие как государственное управление, правоохранительная деятельность, противопожарные объекты.
Как всё идёт на самом деле?
Наверное, ни для кого не является секретом то, что в связи с нехваткой финансов социальная сфера, образование и здравоохранение снабжаются по остаточному принципу. Увы, но уже несколько лет сокращаются выделенные средства на врачей и больницы, что не может не огорчать. Во многом это обусловлено тяжелыми экономическими условиями.
В идеале социальная сфера должна полностью обеспечивать выполнение установленных государством стандартов. Сейчас они предусматривают значительный уровень обеспечения населения услугами. Но увы, все четыре показателя этой сферы имеют проблемы.
Эти слова относятся к обеспечению детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями, амбулаторно-поликлиническими объектами и больницами.
Госдолг субъектов
Отдельная территория федерации обладает правом занимать средства для выполнения своих обязанностей.
Дополнительное финансирование может понадобиться как для банального «проедания», так и для помощи субъектам предпринимательской деятельности путём предоставления льготных займов. Как бы там ни было, формируется государственный долг субъекта.
Под ним подразумевают совокупность обязательств, которые обеспечиваются собственностью. Доходы бюджетов субъектов РФ в данном случае могут быть увеличены путём:
- Заключения договоренностей с финансово-кредитными организациями (в том числе международного масштаба) или иностранными государствами.
- Получения государственных займов, что подразумевает выпуск ценных бумаг.
- Заключением соглашений о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств предыдущих лет.
- Лоббирования предоставления государственных гарантий.
Кто же может привлекать внешнее заимствование? Это возможность доступна исключительно тем субъектам, что не получают помощь для выравнивания обеспеченности из федерального бюджета.
Специфические моменты работы с госдолгом
Верхний предел долговых обязательств устанавливается на законодательном уровне. Поэтому превысить его просто так не получиться. При этом максимальная величина не должна превышать уровень доходов без учета помощи.
Кроме того, следует отметить, что субъекты не отвечают по долговым обязательствам иных структурных единиц, а также всей Российской Федерации. Определённое влияние оказывает ещё конституция или принятый устав территориального образования. Средства бюджета субъекта РФ являются экономической основой для государственного сектора.
Поэтому и была предусмотрена возможность не только обзаводиться долгом, но и получать помощь из других внутренних источников Российской Федерации.
https://www.youtube.com/watch?v=LprUzpTPQVI
Важным является не только объем получаемых денежных средств, но и полномочия, которые есть у местных представителей власти. Так, налогов в бюджет субъектов РФ могут поступать много, а вот потратить их довольно сложно. Рассмотрим пример с городом федерального значения и одновременно столицей РФ – Москвой. 10 сентября 2017 года прошли выборы районных депутатов.
Казалось бы, раз это столица, то они будут руководить значительными средствами. Но нет. По факту всё осуществляется централизовано. И сказать, что районы обладают значительными бюджетами, нельзя. В случае с Москвой ситуация построена таким образом, что большинство полномочий концентрируется у мэра и городской администрации.
Поэтому депутаты выступают больше в качестве трансляторов мнения местных жителей, нежели людей, которые обладают реальной властью. Хотя подобная ситуация наблюдается не везде. В этом плане Российская Федерация является весьма интересным государством, в рамках которого одновременно под одной формальной юрисдикцией существует несколько подходов к управлению.
И если в Москве у районных депутатов весьма призрачные возможности управления, то есть ряд городов, где их согласия требует практически любое изменение. Конечно, нельзя сказать, что депутаты в, допустим, Ярославле значительно влиятельнее. Но они могут при желании вступить в конфронтацию с администрацией, значительно усложнив ей жизнь.
Тогда как в Москве для этого элементарно не предусмотрены реальные рычаги влияния.
Расходы бюджета: понятие, виды
Использование бюджетных средств, будучи компонентом финансовой деятельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов.
Расходы бюджета — это отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).
Бюджетные расходы следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.
Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная — их величину.
Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.
Виды бюджетных расходов
По Сперанскому:
«Необходимыми расходами должно считать все те, без коих внутренняя и внешняя безопасность государства стоять не может; полезными – те, кои принадлежат единственно к гражданскому усовершенu0019ствованию; избыточными – те, кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; наконец, излишние и бесполезные суть те, кои употребляются противу разума исu0019тинной государственной экономии, на предметы, для правиu0019тельств посторонние и по существу своему принадлежащие к частной промышленности».
Виды расходов бюджета:
- по функциональному признаку (п. 3 ст.
21 БК РФ):
- общегосударственные вопросы;
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография;
- здравоохранение;
- социальная политика;
- физическая культура и спорт;
- средства массовой информации;
- обслуживание государственного и муниципального долга;
- межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
- по территориальному признаку:
- федеральные;
- субъектов РФ;
- местные.
- по времени осуществления:
- обыкновенные;
- чрезвычайные.
- по экономическому признаку:
- текущие;
- капитальные;
- инвестиции.
Обыкновенные и чрезвычайные расходы бюджета
Обыкновенные расходы — это установленные законом (решением) о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов.
https://www.youtube.com/watch?v=ZCwZrNh2QFU
Чрезвычайные расходы представляют собой расходы временного характера; их размер также установлен законом (решением) о бюджете в переделах сформированных в составе бюджетов резервных фондов.
В составе расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) Бюджетным кодексом РФ (ст.
81) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций.
Видео:Бюджетное право (21). Расходы бюджетов и правовое регулирование расходов бюджетов. Рябова Е.В.Скачать
Средства этих фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
В указанной статье установлены правовые основы образования и использования резервных фондов; размер данного фонда не может превышать 3% от общего объема расходов бюджета.
В федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ (ст. 82 БК РФ), его размер не может превышать 1% от утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервного фонда Президента РФ используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, за исключением проведения выборов, референдумов, освещения деятельности Президента РФ.
Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Главы государства.
Текущие и капитальные расходы бюджета
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.
К текущим расходам относятся такие расходы, как заработная плата, приобретение услуг, транспортные услуги, коммунальные услуги.
Однако даже своевременного и полного финансирования всех текущих расходов, направленных на поддержание жизнедеятельности общества, недостаточно. Для его нормального развития необходимы капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, ее субъектов, муниципальных образований. К капитальным расходам относится капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря длительного пользования и земли.
Действующим бюджетным законодательством бюджетные кредиты выведены из состава расходов бюджетов, но в теории придерживаются вышеприведенной классификации и включают бюджетные кредиты в состав капитальных расходов бюджетов. Это объясняется тем, что бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).
Объем расходов соответствующего бюджета определяется и утверждается постатейно. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Среди капитальных расходов бюджетов выделяются:
- расходы, предназначенные для инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности;
- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам.
Таким образом, именно капитальные расходы способствует созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.
Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ.
Структура института расходов бюджета
В системе бюджетного права для регулирования отношений, возникающих по поводу расходов бюджетов бюджетной системы РФ, сформировался институт расходов бюджетов, который включает в себя нормы, регулирующие отношения, складывающееся в процессе распределения и использования денежных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=ga05febtKSs
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст.
6 БК РФ, расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, ее субъекта, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из того или иного бюджета.
Таким образом, законы, иные нормативные правовые акты, договоры или соглашения порождают расходные обязательства публично-правового образования, которые посредством включения их в закон (решение) о бюджете трансформируются в бюджетные обязательства.
Исполняются расходные обязательства публично-правовых образований в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджетов, однако Бюджетным кодексом, в частности п. 6 ст.
192 БК РФ, допускается исключение: если в очередном финансовом году и плановом периоде общего объема расходов федерального бюджета недостаточно для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, то Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Все расходы бюджета осуществляются в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и выделение денежных средств из бюджета в порядке расходования невозможно вне правового оформления.
Закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных нормативных актах, изданных до его принятия и предусматривающих расходные обязательства публично-правового образования, т.е.
предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий, и обусловливает необходимость расходов.
Расходы бюджетов бюджетной системы осуществляются посредством определения в законе (решение) о бюджете на очередной финансовый год размера бюджетных ассигнований для исполнения бюджетных обязательств. В соответствии с действующим бюджетным законодательством размеры бюджетных ассигнований устанавливаются только на очередной финансовый год для исполнения бюджетных обязательств.
Статьи 69, 69.1 БК РФ определяют виды бюджетных ассигнований.
Видео:Сервис "Основные параметры бюджета субъекта" (часть -1)Скачать
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы по доходам и расходам осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами.
Средства бюджетов предоставляются фактическим получателям бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, но при условии их целевого использования.
Расходы бюджетов субъектов российской федерации, их оптимизация
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
КУРСОВАЯ РАБОТА
https://www.youtube.com/watch?v=QEroDA0n0aI
на тему:
Расходы бюджетов субъектов российской федерации, их оптимизация
Выполнил:
студентка группы 12102ДФК-01
Родная О.А.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Строков А.И.
Москва, 2013
План
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы расходов бюджетов субъектов РФ……………………………5
1.1 Понятие, сущность и функции расходов бюджетов субъектов РФ…………………5
1.2 Расходы бюджетов субъектов РФ…………………………………………………………9
2. Анализ и оптимизация расходов бюджетов субъектов РФ………………………….14
2.1 Анализ расходов бюджета субъекта РФ (на примере Краснодарского края)……14
2.2 Проблема оптимизации бюджетных расходов субъектов РФ………………………27
Видео:Бюджетное право (22). Виды расходов бюджетов. Рябова Е.В.Скачать
Заключение…………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………………………33
Введение
В последние десятилетия во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации, наблюдается регионализация социальных и экономических процессов. Все в большей степени функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным.
Поэтому роль региональных финансов, а следовательно и значение региональных расходов, усиливается, а сфера их применения расширяется.
На основе предоставления территориальными органами власти средств осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание региональных и местных дорог.
При этом круг финансируемых мероприятий за счет региональных бюджетов постоянно расширяется (за счет средств из региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и частично высшие и среднеспецальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и т.д.) и роль расходов региональных бюджетов на социальную политику, социально — культурные мероприятия, народное хозяйство, общее поддержание экономической стабильности в регионе постоянно увеличивается.
Таким образом, в сложившихся условиях возрастания роли региональных финансов, в том числе и повышения роли расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона и качество жизни населения, представленная тема курсовой работы видится одной из наиболее актуальных.
Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение, каких задач будут направлены средства. А характеризуют региональный бюджет его доходы и расходы.
Целью данной курсовой работы является исследование расходов бюджетов субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Раскрытие понятия «бюджет субъекта РФ»;
Выявить, является ли бюджет субъекта РФ самостоятельным;
Охарактеризовать требования, предъявляемые к построению данного бюджета;
Дать определение понятию «расходы бюджета»;
Определить, при каких обстоятельствах появляются расходные обязательства бюджетов субъектов РФ;
Охарактеризовать возможность совместного финансирования расходов региональных бюджетов и федерального бюджета;
Охарактеризовать расходы бюджета Краснодарского края за 2009 год;
Выявить проблемы, связанные с расходами бюджетов субъектов РФ
Найти возможное решение данных проблем.
При написании данной работы использовались законы, Бюджетный Кодекс, учебная литература, справочно-правовые системы и интернет-источники.
Курсовая работа выполнена на 33 листах, включает в себя введение, две главы, один рисунок, одиннадцать таблиц, заключение и список использованной литературы.
1.1 Понятие, сущность и функции расходов бюджетов субъектов РФ
Бюджеты субъектов Федерации составляют второй уровень бюджетной системы РФ. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ1.
Однако такое понимание бюджета не отражает в полной мере его экономического содержания. Как экономическая категория бюджет субъекта Федерации — это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона.
https://www.youtube.com/watch?v=gmEgp4jI6wI
Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации проявляется в их функциях:
Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорции их разделения, целевого назначения и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.
Аккумулирование (в соответствии с вышеуказанными порядком процедурами и использование в общерегиональных целях) средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково, например, большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций); аналогично происходит аккумулирование средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (таковы, например, налоговые поступления от федеральных налогов или межбюджетные трансферты). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящих бюджетах, перераспределяются по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих бюджетов (таковы, например, дотации и субвенции).
Видео:Расходы. Доходы. Бюджет.Скачать
Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительских полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости из политики от вышестоящих уровней.
Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.д. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов.
Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализации социальной сферы, для стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетов, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).
Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли «местного хозяйства», местные дороги и транспорт, и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.
Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.
От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной региональной политики перечисленные функции, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.
Бюджеты субъектов Федерации — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства.
Через низ общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения.
Кроме того, из данных бюджетов финансируется в известной мере и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь коммунального хозяйства, отъем продукции и услуги которых выступают важным компонентом программы повышения благосостояния народа.
Для того чтобы региональные бюджеты выполняли все вышеизложенные функции, они должны отвечать следующим требованиям:
Бюджеты субъектов Федерации должны: основываться на строгом и стабильном порядке их сосуществования с государственной системой; вбирать в себя все, что положено по закону без каких бы то ни было ограничений; обеспечивать независимость регионального руководства; поддерживать социальный, национально-этнический, инфраструктурный, природно-ресурсный и экологический потенциалы своей территории в интересах всего населения; учитывать перспективу соответствующего региона. Как только посторенние функционирование региональных бюджетов начинает определяться политическими пристрастиями государственных и региональных властей, задачами общей перестройки экономики и т.д., ни о каком сущностном смысле этих систем говорить уже не приходится.
https://www.youtube.com/watch?v=lcqCY3ylmaY
Бюджеты субъектов Федерации должны быть, во-первых, простыми (требование доступности для исполнения); во-вторых, — понятными (требование логической ясности построения, обоснованности принципов формирования расходования средств ит.д.); в-третьих, воспринимаемыми как справедливые (требование взаимного учета региональных и государственных интересов, потребностей отдельных социальных групп населения т.п.).
В настоящее время роль бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджетной системе возрастает, что связано со следующими обстоятельствами:
Проведение политики децентрализма регулирования экономических и социальных процессов;
Федерализация властных отношений, возрастание роли органов власти субъектов Федерации.
Совершенно очевидно, что в нынешних условиях разграничение доходов между бюджетами (именно разграничение, а не распределение) должно осуществляться в полном соответствии со структурой полномочий, определяющих функциональные обязанности каждого органа власти.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов РФ аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов — каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательства (комплекс нормативных актов) 2.
Бюджет субъекта представляет собой баланс доходов и расходов и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.
При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. Превышение расходов над его доходами образует бюджетный дефицит. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом.
В силу федеративного устройства страны, существует три уровня бюджетов:
Федеральный бюджет. Является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в различных областях и сферах деятельности.
Бюджеты субъектов РФ. Представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъекта РФ.
Местные бюджеты. Являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Рис 1. Структура консолидированного бюджета.
Видео:Экономика 11 класс (Урок№10 - Государственный бюджет.)Скачать
Единство бюджетной системы РФ не подразумевает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Каждый бюджет функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, а последние не входят в федеральный бюджет.
Но в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для реализации их задач из вышестоящих бюджетов (федерального и регионального) могут передаваться им дополнительные ресурсы. Это позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.
1.2 Расходы бюджетов субъектов РФ
Видео
Бюджетная система Российской ФедерацииСкачать
Сокращенная версия лекции "Вопросы повышения налоговых доходов бюджетов субъектов РФ" М.Р. ПинскойСкачать
Государственный бюджет - просто о сложномСкачать
Расходы бюджета России. Экономика и статистикаСкачать
Состав и структура расходов бюджетовСкачать
Кириллова Л.С. Расходное обязательство как правовое основание для формирования расходов бюджетаСкачать
Бюджетное право (16) Принцип разграничения расходов, доходов, ИФДБ. Рябова Е.В.Скачать
Урок 29 Санкционирование расходов — учет бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательствСкачать
Урок №51 Государственный бюджетСкачать
Об истории силовиков / Секретные расходы бюджета – Екатерина ШульманСкачать
Финансовое право. Лекция 3. Бюджет и финансовая система РФ. Доходы и расходы. Уровни.Скачать
«Особенности формирования бюджета в России ...» - Наталья ЗубаревичСкачать
О походах к формированию "модельного" бюджета субъектов Российской ФедерацииСкачать
Как я записываю расходыСкачать