Ограничение конкуренции исполнительной властью (видео)

Содержание
  1. Ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти на товарном рынке
  2. Субъекты запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие):
  3. В целях недопущения ограничения или устранения конкуренции запрещается:
  4. Ограничение конкуренции: жалоба в ФАС, закон, крупный ущерб, статья УК РФ
  5. Особенности злодеяния
  6. Понятие и правовая характеристика
  7. Состав преступления и квалифицирующие признаки
  8. Нормы, регулирующие вопрос
  9. Виды
  10. Агрессивное использование преимущества
  11. Создание соглашений
  12. Действия органов власти
  13. Как подать жалобу в ФАС?
  14. Правовое регулирование
  15. Наказание и ответственность
  16. Судебная практика
  17. Монополистические действия и ограничение конкуренции
  18. Монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательная база
  19. Монополистические действия и ограничение конкуренции: сущность преступлений
  20. Видео

Ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти на товарном рынке

Ограничение конкуренции исполнительной властью

Ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г.

N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Субъекты запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие):

    • федеральные органы исполнительной власти,
    • органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
    • органы местного самоуправления,
    • иные органы или организации, осуществляющие функции указанных органов,
    • организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также
    • государственные внебюджетные фонды,
    • Центральный банк Российской Федерации.

Вышеперечисленным органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

    1. установление запретов или введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
    2. необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
    3. установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
    4. дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
    5. установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
    6. предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
    7. предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных гл. 5 настоящего Федерального закона;
    8. создание дискриминационных условий;
    9. установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
    10. дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях недопущения ограничения или устранения конкуренции запрещается:

    • наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
    • совмещение функций органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;
    • наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральным законодательством.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2023 года).

Ограничение конкуренции: жалоба в ФАС, закон, крупный ущерб, статья УК РФ

Ограничение конкуренции исполнительной властью

В современном мире практически каждый может попробовать себя в роли бизнесмена. Из-за этого на рынке достаточно хорошо себя чувствует конкуренция, условий для ее существования и развития во многих отраслях много. Однако многие вследствие ведения нечестной борьбы могут попытаться ограничить конкуренцию противника, но тут же получат за это наказание по определенным критериям.

Сегодня мы поговорим про понятие такого экономического преступления, виды и нормы в законах, например, ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Особенности злодеяния

Сразу же возникает вопрос: «Как же действовать в условиях соперничества, если ограничивать конкуренцию нельзя?». Частично ответить на него позволяет определение конкуренции – состязательность двух субъектов в рамках уменьшения тотального влияния какой-либо из сторон на состояние рынка.

Достаточно важно, чтобы недовольная сторона четко знала, к какому нормативному акту необходимо обратиться в случае возникновения ограничения конкуренции. Это значительно упрощает и ускоряет процесс подачи жалобы и рассмотрения дела.

https://www.youtube.com/watch?v=Y_Zw9N4SRjo

О размере ущерба при ограничении конкуренции расскажет этот видеосюжет:

Понятие и правовая характеристика

Посягательство на свободу конкуренции и ограничение монополистической деятельности, нарушение баланса рыночной экономики является ограничением конкуренции.

Почти всегда это понятие шагает рядом с антимонополией.

Монополистическая деятельность также направлена на устранение, ограничение или запрет конкуренции, что противозаконно, реализуется она хозяйствующими субъектами или федеральными органами исполнительной власти.

Объектом большинства преступлений по ограничению конкуренции является целостность рыночного равновесия, объективная сторона создается при ее нарушении. Субъекты:

  • Руководители коммерческих (некоммерческих) организаций;
  • Руководители объединений (коммерческих);
  • ИП (индивидуальные предприниматели);
  • Должностное лицо федеральных, субъектных исполнительных органов;
  • Должностные лица органов местного самоуправления.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Совершение монополистических действий и ограничения конкуренции служат основой состава преступления. Особый вид состава дополнен сговором группы лиц и/или согласованными действиями, направленными на реализацию состава преступления.

Квалифицирующим признаком ограничения конкуренции является нарушение одного или нескольких условий гармоничного функционирования рынка, выражается оно в следующих характеристиках:

  • Фиксация цен на уровне монопольно высоких или низких;
  • Ограничение выхода на рынок конкурента;
  • Сговор по захвату сегмента рынка;
  • Установка и удержание определенной единой цены;
  • Незаконное устранение соперников с рыночного поля.

О том, что говорит УК РФ в отношении недопущения ограничение или устранения конкуренции, читайте далее.

Нормы, регулирующие вопрос

За законность рынка отвечают статьи разной степени нормативных документов:

Видео:Кратко и понятно о Правительстве РФ. Исполнительная властьСкачать

Кратко и понятно о Правительстве РФ. Исполнительная власть
  • УК РФ – 178 статья – непосредственно преступление в ограничении конкуренции;
  • КоАП – 14.9 – ограничение только органами власти;
  • Федеральный закон – 135 – защита конкуренции.

В некоторых случаях ограничения конкуренции применяются и статьт ФЗ № 44.

Наиболее полно раскрыта тематика данного преступления в Федеральном законе под номером 135. В нем по частям описаны все квалифицирующие признаки, суть преступления, описание действий антимонопольной структуры, правила государственного контроля.

Про ограничение конкуренции по срокам, по территориальному и иным признакам расскажем далее.

О внесении некоторых изменений в законодательство об ограничении конкуренции расскажет это видео:

Виды

Вопрос классификации ограничений конкуренции достаточно обширен, так как не совсем честные бизнесмены достаточно изобретательны в попытках добиться максимального дохода и захвата рынка товаров. Разобьем все ОК на три большие подгруппы:

Агрессивное использование преимущества

Агрессивное использование преимущества:

  1. Диктат ценовой политики;
  2. Ничем не обоснованная разная оценка одинаковых товаров, отмена производства популярного товара, блокировка выполнения договорных обязательств с потребителем;
  3. Формирование условий дискриминации;
  4. Территориальные запреты распространения (если особые условия не указаны в соответствующих документах);
  5. Препятствие появлению новых компаний на рынке.

Создание соглашений

Создание ОК соглашений, согласованные действия хозяйствующих субъектов:

  1. Создание картелей – объединение организаций, позволяющее сохранять независимость ее участникам, но в общем массиве придерживаться одной политики поведения (самое опасное формирование по отношению к антимонопольному закону);
  2. Согласованные не вынужденные условиями действия хозяйствующих субъектов.

Действия органов власти

Акты, действия, бездействие органов власти:

  1. Ограничивающие создание новых организаций;
  2. Устанавливающие запреты на реализацию определенных функций производства;
  3. Незаконно препятствующие деятельности организации;
  4. Формирующие определенные предпочтения покупателей по отношению к каким-либо предприятиям.

Как подать жалобу в ФАС?

Если вы считаете, что конкуренты создают какие-либо из вышеназванных условий нездоровой конкуренции, то для начала необходимо проконсультироваться со специалистами в сфере антимонополии. Вопрос ОК достаточно тонок и не всегда ваши догадки будут действительно нарушением законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=8p_MH_jGRqI

Затем составляется жалоба в ФАС на ограничение конкуренции по образцу:

Документ будет рассмотрен в центральной ФАС или в ее территориальном отделении в течение месяца (с возможным продлением до еще двух месяцев).

Правовое регулирование

В последние годы даже обычные граждане часто слышали выражение «антимонопольные службы». Это свидетельствует о том, что политика государства в данном вопросе достаточно четко описана, сфера тщательно изучается и многие ее аспекты освещены в текущем законодательстве.

Ограничение конкуренции и монополистическая деятельность ограничивается законами и нормативными актами, например, Постановлениями Правительства. Существуют статьи в Гражданском Кодексе, позволяющие еще более полно раскрывать ситуацию.

Про недопущение ограничения или устранения конкуренции, штраф и другие типы наказания, уголовную ответственность, расскажет следующий раздел.

Наказание и ответственность

Видео:Вебинар на тему: «Ограничение конкуренции в закупках по 223-ФЗ»Скачать

Вебинар на тему: «Ограничение конкуренции в закупках по 223-ФЗ»

Так как правовых документов в данной теме большое количество, наказания рассмотрим непосредственно касающиеся совершения преступления. КоАП предусматривает наказания для должностных лиц за ограничение конкуренции в виде штрафа (15-50 тыс. руб), а также дисквалификацию на три года.

178 УК РФ позволяет наказывать нарушителя:

Работы и лишение свободы сопровождается запретом занимать нарушителем определенных должностей.

Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности — частая тема в судебной практике, поговорим о ней далее.

Судебная практика

  • Подсудимый получил взятку и указания действовать в интересах компании, которую представляло дающее взятку лицо. Защита пыталась доказать, что в данном действии присутствовал сговор, но суд решил, что состава преступления по статье 178 УК РФ в действиях подсудимого нет.
  • Компания проводила незаконный конкурс по отбору управляющих компаний. На скамье подсудимых сотрудник компании, который свою вину не признавал. По статье 14.9 судом был назначен штраф 15 000 рублей.

О конкуренции и ее ограничении среди поставщиков расскажет специалист в видеосюжете ниже:

Монополистические действия и ограничение конкуренции

Ограничение конкуренции исполнительной властью

Wise 02 сентября 2015 09:55

Монополистические действия и ограничение конкуренции — преступные деяния в экономической сфере. Монопольное снижение (повышение) цен, ограничение доступа или конкуренции, противозаконная борьба и устранение из нее действующих субъектов, поддержка (установление) единых цен — все это уголовно наказуемо.

Монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательная база

В законодательстве многих стран есть ответственность за ограничение конкуренции в торговой деятельности и монополизацию в определенной отрасли. Не стала исключением и Россия, в уголовном кодексе которой предусмотрены следующие статьи:

1. Статья 178 рассматривает вопросы, непосредственно касающиеся ограничения конкуренции и монополий.

Монополистические действия, которые подразумевают установку заниженных или завышенных цен, а также ограничение рыночной конкуренции (в том числе устранение других субъектов деятельности, поддержание или установка единых цен) подразумевают штрафные санкции с размером от 200 до 500 МРОТ или в объеме заработной платы осужденного (другого лица) в период от 2 до 5 месяцев. Более суровый вариант — арест на период в 4-6 месяцев или тюрьма — до пяти лет.

Совершение таких же действий, но уже группой лиц или их повторение подразумевают штраф (размер 500-700 МРОТ) или лишение свободы (можно получить срок до 2-5 лет).

Описанные выше деяния могут быть усложнены применением (угрозой) насилия, повреждением (уничтожением) имущества, вымогательством и так далее. Все это наказывается лишением свободы на период 3-7 лет. При этом возможна конфискация имущества.

2. Статья 180 предусматривает наказание за противозаконное товарного знака, принадлежащего другому субъекту. Данное нарушение — прямая недобросовестная конкуренция. Это объяснимо, ведь знаки обслуживания, название точек происхождения, товарные знаки — все это индивидуально. Все права закреплены в Законе, а по ГК РФ возможно их применение только при согласии обладателя прав.

По сути, при таком виде преступления другое лицо незаконно использует товарный знак, название места, где изготавливается продукция, знак обслуживания и так далее. Обязательные признаки такого преступления — неоднократность деяния из-за существенного ущерба. Четкий размер законом не устанавливается.

Видео:Лекция 15. Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти.Скачать

Лекция 15. Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти.

Если преступление повторяется неоднократно, а в качестве последствий выступает крупный ущерб за незаконное применение индивидуальных отличий, то можно ожидать повышенную ответственность.

3. Статья 181 рассматривает проблемы, связанные с нарушение правил создания пробирных клейм. В объективную часть преступления можно включить — изготовление и сбыт продукции, применение государственного пробирного клейма, работы по подделке последнего.

К слову, процесс изготовления пробирных клемм и их применение — это государственная монополия. Клеймение обязательно для всех созданных на территории РФ драгоценностей (как правило, ювелирных изделий), предназначенных для реализации, а также импортируемых в Россию драгоценностей и прочих изделий из драгметаллов для продажи.

Преступление фиксируется после того, как оно уже было совершено. При этом факт наступления вреда от последствий в учет не берется. Обязательный признак такого правонарушения — личная заинтересованность. Форма — прямой умысел.

4. Статья 182 рассматривает ситуацию и наказание в отношении заведомо ложной рекламы. Объективная сторона нарушения закона — использование в рекламе открытой лжи в отношении услуг или товаров, а также в сторону продавцов или исполнителей, причинивших подобный ущерб. Как следствие, состав преступления может охватить действия, которые совершены участниками экономической деятельности.

Ущерб, который причинен потребителям услуг и товаров по причине применения ложной рекламы, должен быть существенным. При этом в законе строгого оценочного признака попросту не существует.

Монополистические действия и ограничение конкуренции: сущность преступлений

Если приводить разъяснение к существующему нарушению, то здесь стоит выделить два основных деяния:

1. Ограничение доступа на рынок, его разделение, устранение конкурентов (субъектов экономической деятельности) и так далее.

2. Установление монопольных завышенных или заниженных цен.

При таком преступлении наступлении вредных последствий нет никакой нужды, то есть признавать ничего не нужно — нарушение закона является формальным. Субъекты преступной деятельности — лица в возрасте от 16 лет.

Статья 178 уже не нова и первоначально в ней были задействованы положения УК РСФСР статьи 154.3.

В отличие от старой статьи незаконные деяния, связанные с выставлением завышенных (заниженных) цен, рассмотрены лишь как вариант совершения действий монополистической направленности.

В статье устранены специальные виды наказания, предусмотренные за несоблюдение предписаний антимонопольных органов. В юридически-технической статье установлено несколько составов преступления, ограниченных по ряду признаков:

— по ограничению конкуренции и совершению монополистических действий;

— по квалификационным признакам различной степени тяжести.

цель статьи 178 — оптимизировать работу товарного рынка и обеспечить уголовно-правовую охрану порядка. При этом сводится к минимуму риск недобросовестной конкуренции и монополии в сфере рыночной деятельности. Отдельное место занимает еще одна задача статьи — защитить интересы и права граждан и страны, которые не являются субъектами хоздеятельности.

Видео:Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 25.12.2022)Скачать

Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 25.12.2022)

Статья 178 охватывает все отношения, связанные с рыночными отношениями и конкуренцией, в которых принимают участие иностранные и российские структуры, субъекты публичного права и даже физические лица.

Монополистические действия определяются как те, которые напрямую противоречат действующему законодательству. Сюда относится деятельность или бездействие определенных субъектов.

К данной категории можно отнести структуры исполнительной власти, муниципального управления и так далее.

Стоит отметить, что в 1995 году был выпущен Федеральный закон, в котором прописывались все нюансы государственных монополий. В нем устанавливался особый порядок взаимоотношений, который подразумевал участие естественных монополий, а именно субъектов (юрлиц), играющих особую роль в производстве или продаже товаров.

Под этим понималось такое состояние рынка, когда удовлетворение спроса было эффективнее при отсутствии на рынке конкуренции со стороны других субъектов.

Еще один признак в том, что продукция, которая изготовлена представителями естественной монополии, не может быть заменена другим товаром, что позволяет по собственному усмотрению регулировать стоимость.

Законодательно установлена целая группа сфер деятельности, в которых актуальна монополия. К таковым можно отнести — транспортировку нефти, перегонку нефтепродуктов по трубопроводам, услуги по передачи электроэнергии, услуги, предоставляемые транспортными терминалами, почтовой и электрической связью, портами и так далее.

Важный момент — монопольно завышенная цена. К данной категории можно отнести стоимость продукции (товара), которая устанавливается участником предпринимательской деятельности.

Последний может быть монополистом на товарном рынке или выступать в роли доминирующего предприятия.

Основная цель — компенсироваться собственные затраты, вызванные неполным применением мощностей в производстве и получении новой прибыли по причине снижения качества продукции.

В свою очередь, монопольно заниженная цена — стоимость продукции, которую устанавливает субъект предпринимательской деятельности. задача — компенсации расходов или получение прибыли за счет реализатора (продавца).

У данного термина есть и второе определение, в котором монопольно заниженная цена — это стоимость продукции, приводящая к убыткам от реализации данного товара.

Цель в этом случае — ограничить конкуренцию и вытеснить другого субъекта с рынка.

Особого внимания заслуживает и сам факт доминирующего положения. Здесь речь идет об экономическом субъекте, который не имеет заменителя. При этом он способен воздействовать на условия обращения продукции на рынке товаров или усложнить процесс допуска других товаров. В роли доминирующего признается тот субъект, часть которого на рынке составляет от 65% и больше.

Факт ограничения конкуренции — вид монополии, когда в процессе деятельности грубо нарушаются права других участников рынка. Сюда же относится соответствующие действия субъектов РФ (в том числе и местных структур), а также заключение договоров субъектов друг с другом.

Объективной стороной монополистических сделок является:

Видео:Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть. Видеоурок по обществознанию 9Скачать

Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть. Видеоурок по обществознанию 9

— принятие решений по изменению стоимости;- распространение цены в границах, которые определены доминирующим положением на рынке  товаров;- применение цены без каких-либо льгот;

— доминирование на рынке и так далее.

Подобные преступления, как правило, совершаются умышленно. Основная цель — недоопустить, устранить или ограничить конкурентов с основной целью — повысить прибыль и (или) ограничить свои затраты.

Видео

Реальность и мемориальность: новейшая история в новом учебном году. Статус S7Е02Скачать

Реальность и мемориальность: новейшая история в новом учебном году. Статус S7Е02

Нарушения в сфере закупок, которые могут быть классифицированы контролирующими органами по 135 ФЗСкачать

Нарушения в сфере закупок, которые могут быть классифицированы контролирующими органами по 135 ФЗ

1. Нарушение конкуренции. Что относится к нарушениям 2. Типовые нарушения заказчикаСкачать

1. Нарушение конкуренции. Что относится к нарушениям  2. Типовые нарушения заказчика

Реализации антимонопольного комплаенса в органах власти.Скачать

Реализации антимонопольного комплаенса в органах власти.

48 Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной властиСкачать

48 Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной власти

Ограничение конкуренции: законно и незаконно (Закон № 223-ФЗ)Скачать

Ограничение конкуренции: законно и незаконно (Закон № 223-ФЗ)

«Антимонопольный комплаенс: сущность, основы, реализация, преимущества»Скачать

«Антимонопольный комплаенс: сущность, основы, реализация, преимущества»

Научный круглый стол "Запрет злоупотребления доминирующим положением" Часть 1Скачать

Научный круглый стол "Запрет злоупотребления доминирующим положением" Часть 1

Лекция 17. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации.Скачать

Лекция 17. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации.

Антиконкурентные соглашения | защита конкуренцииСкачать

Антиконкурентные соглашения | защита конкуренции

Тоцкая И.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельностиСкачать

Тоцкая И.В.  Правовое регулирование маркетинговой деятельности

Создание конкурентной среды в сфере коммерческой деятельностиСкачать

Создание конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности

Мастер-класс «Антимонопольные риски концессионных проектов»Скачать

Мастер-класс «Антимонопольные риски концессионных проектов»

Онлайн круглый стол КОНКУРЕНЦИЯ ДЕЛИКТНОГО, ДОГОВОРНОГО И КОНДИКЦИОННОГО ОСНОВАНИЙ ИСКА. 20.09.2021Скачать

Онлайн круглый стол КОНКУРЕНЦИЯ ДЕЛИКТНОГО, ДОГОВОРНОГО И КОНДИКЦИОННОГО ОСНОВАНИЙ ИСКА. 20.09.2021
Поделиться или сохранить к себе: