- Понятие бюджетного права
- Введение
- Субъекты данных правоотношений — это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле — субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, Российская Федерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр
- Бюджетное право как подотрасль финансового права: понятие, предмет, метод, система
- Предмет бюджетного права
- Метод бюджетного права
- Система бюджетного права
- Контрольная работа: Нормы бюджетного права. Общая характеристика и виды
- Добавление отзыва к работе
- Похожие работы
- Видео
Понятие бюджетного права
Введение……………………………………………………………………………3
1.Понятие бюджетного права…………………………………………………….5
1.1 Предмет бюджетного права в РФ……………………………………………5
1.2 Бюджетные правоотношения и полномочия………………………………..6
2. Нормы бюджетного права……………………………………………………..8
2.1 Бюджетные материальные нормы……………………………………………8
2.2 Бюджетные процессуальные нормы…………………………………………9
3. Понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений…………10
3.1 Виды бюджетных правоотношений в РФ и полномочия…………………10
4. Мероприятия по совершенствованию развития бюджетной системы РФ..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список Литературы………………………………………………………………24
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением системы бюджетного права условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерация и правовым регулированием соответствующей деятельности финансовых органов Российской Федерации по его осуществлению.
Субъекты данных правоотношений — это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле — субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, Российская Федерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства.
Предмет исследования представляет собой законодательный институт, регулирующий бюджетные правоотношения.
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного права, а также бюджетных правоотношений, их особенности, нормы и виды. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
— рассмотреть понятие бюджетного права и его предмет;
— изучить особенности бюджетных правоотношений, полномочий ;
-охарактеризовать нормы бюджетного права
— изучить понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений и их виды.
— исследовать мероприятия по совершенствованию развития
Структура курсовой работы состоит из введения, четырех глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Понятие бюджетного права
1.1 Предмет бюджетного права в РФ
Бюджетное право России – это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства.
Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно—территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально—экономического развития страны и других потребностей общества.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).
1.2 Бюджетные правоотношения и полномочия
В процессе образования и расходования бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие название бюджетных правоотношений.
Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой урегулированные нормами права отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней. Это — отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.
Бюджетный кодекс РФ относит к бюджетным правоотношениям отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета Российской Федерации, бюджетов ее субъектов, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением. При этом БК РФ не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений, а лишь ограничивается перечислением основных их видов.
Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:
1) отношения, возникающие в 1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом;
3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
1) Российская Федерация, 1) Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом;
Видео:Бюджетное право (10). Источники бюджетного права. Рябова Е.В.Скачать
2) представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения) – получатели бюджетных средств.
Негосударственные организации, а также граждане субъектами бюджетных правоотношений не являются. Исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств.
Глава 2. Нормы бюджетного права
2.1 Бюджетные материальные нормы
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы бюджетного права устанавливают:
1.основы бюджетного устройства;
2.структуру бюджетной системы Российской Федерации;
3.роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;
4.объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях;
5.перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;
6.правовое положение субъектов бюджетного права.
Кроме того, данные нормы определяют бюджетный процесс, а именно — порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Таким образом, бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система, состоящая из множества институтов — групп правовых норм.
В рамках бюджетного права можно также выделить материальные нормы и процессуальные нормы.
Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной
https://www.youtube.com/watch?v=c_m-oNnLzjE
системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.
Материальные нормы имеют денежное содержание. В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые законы (решения) о бюджетах, большинство норм которых являются материальными.
2.2 Бюджетные процессуальные нормы
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
Видео:Бюджетное право (13). Принципы бюджетного права (продолжение). Рябова Е.В.Скачать
К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности.
Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований — финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, финансовую юрисдикцию, участие финансово-кредитных органов и т. д. Таковы, например, нормы, содержащиеся в части третьей БК РФ, регулирующие бюджетный процесс.
Бюджетно-процессуальные нормы направлены на обеспечение реализации материальных норм исключительно бюджетного права. Упорядочивающее действие бюджетно-процессуальных норм не выходит за пределы своей подотрасли. Этим они отличаются от гражданских процессуальных, арбитражных процессуальных норм.
Основные отличия бюджетно-процессуальных норм от материальных норм бюджетного права касаются: 1) предмета правового регулирования, который закреплен сейчас в абз. 3 п. 1 ст. 1 БК РФ; 2) служебной роли бюджетно-процессуальных норм по отношению к материальным и 3) особого содержания бюджетно-процессуальных правил.
Бюджетное право как подотрасль финансового права: понятие, предмет, метод, система
Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- осуществления государственных и муниципальных заимствований;
- регулирования государственного и муниципального долга;
- составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
- привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.
Предмет бюджетного права
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:
- формировании доходов бюджетов;
- расходах бюджетов;
- осуществлении бюджетного процесса, т.е.
при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
- проведении бюджетного контроля;
- применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).
Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями.
Ст. 1 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г.
N 145-ФЗ к бюджетным правоотношениям относит:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Метод бюджетного права
Метод правового регулирования — совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.
https://www.youtube.com/watch?v=2Y0gC-x9a40
Поскольку бюджетное право — это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем же методом, что и регулирование финансовых отношений, — императивным методом.
Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.
Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.
Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:
- договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например, договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).
- договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой — частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).
Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права — императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.
Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:
- общетеоретические методы (императивный, диспозитивный);
- методы финансового права (централизованное и децентрализованное регулирование);
- метод бюджетного контроля (осуществление контроля со стороны государства);
- метод бюджетных трансфертов (специфический для бюджетного права).
Система бюджетного права
Система бюджетного права (по Д.Л. Комягину) включает:
- обu0019щую часть (изучает общие поu0019нятия, принципы, полномочия и т.д.
);
- особенную часть, которая включает в себя:
- основные институты бюджетного праu0019ва (бюджетные расходы и доходы; бюджетное устройство; бюджетный процесс ; государственный долг и государственный кредит);
- институты вспомогательные, которые могут трансфорu0019мироваться с изменением законодательства или экономических условий (ответственность за нарушения бюджетного законоu0019дательства; бюджетный контроль).
Система бюджетного права по Т.В. Конюховой
Видео:Бюджетное право как подотрасль Финансового права (лектор Елена Смолицкая)Скачать
См.: Конюхова Т.В. Институты бюджетного права Российской Феu0019дерации: научно-u0019практическое пособие. – М., 2009.
Т.В.
Конюхова выделяла следующие инu0019ституты и субинституты бюджетного права:
- институт бюджетного устройства;
- институт доходов (триедин и состоит из субинститутов):
- доходы федерального бюджета;
- доходы бюджетов субъектов РФ;
- местные доходы;
- институт расходов бюджета, в котором выделяются субu0019институты:
- расходных обязательств РФ;
- расходных обязательств субъектов РФ;
- местных расходных обязательств;
- бюджетных ассигu0019нований;
- институт сбалансированности бюджета, включающий субинституты:
- дефицита бюджетов бюджетной системы РФ;
- бюджетного кредита и использования нефтегазовых доходов бюджета;
- институт государственного и муниципального долга, включающий субинституты:
- государственного долга субъu0019екта РФ;
- муниципального долга;
- внешних долговых требований РФ;
- институт межбюджетных трансфертов, в который вклюu0019чены субинституты:
- дотаций;
- субсидий;
- субвенций;
- институт государственных внебюджетных фондов;
- институт бюджетного процесса, включающий субинстиu0019туты:
- полномочия участников бюджетного процесса;
- бюджетu0019ные полномочия при временном финансовом управлении;
- основы составления проектов бюджетов;
- основы рассмотреu0019ния и утверждения бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- исполu0019нение судебных актов о взыскании из бюджетов бюджетной системы РФ;
- внешняя проверка исполнеu0019ния бюджетов;
- институт бюджетного учета и отчетности;
- институт государственного и муниципального финансоu0019вого контроля;
- институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Контрольная работа: Нормы бюджетного права. Общая характеристика и виды
Тема: Нормы бюджетного права. Общая характеристика и виды
Раздел: Бесплатные рефераты по финансовому праву
Тип: Контрольная работа | Размер: 44.41K | Скачано: 32 | Добавлен 26.02.18 в 22:06 | : 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый Университет при Правительстве РФ
https://www.youtube.com/watch?v=zFS-ngClATQ
Год и город: Уфа 2017
Введение 3
Понятие нормы права 5
Классификация норм права 6
Структура правовой нормы 10
Заключение 13
Список используемой литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Государственные и муниципальные бюджеты составляют центральное звено финансовой системы России. Бюджеты взаимосвязаны со всеми остальными звеньями финансовой системы страны и обеспечивают развитие самых различных сфер общественных отношений.
С принятием Бюджетного кодекса РФ, сформировалась основная подотрасль финансового права — бюджетное право, которое можно определить, как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства Российской Федерации, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением расходов и доходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Отношения, составляющие предмет бюджетного права, урегулированы правовыми нормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего, это Конституция РФ, определяющая основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере.
Видео:ЛЕКЦИЯ 7.1. НОРМЫ ПРАВАСкачать
Основным источником бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, который регулирует всю совокупность бюджетных отношений и имеет приоритет по отношению к иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные отношения.
Источниками бюджетного права являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют бюджетные отношения. Среди них: федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и аналогичные законы субъектов Российской Федерации.
Кроме того, источниками бюджетного права являются и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие общие вопросы бюджетного права (например, бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации).
Также источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.
Бюджетно-правовые нормы содержатся и в подзаконных нормативных актах: указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, а также в актах федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти. Наиболее многочисленными в этой группе источников являются приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
— раскрытие понятие нормы права;
— рассмотрение структуры норм права;
— рассмотрение классификации норм права.
В первой части контрольной работы приведено понятие нормы права, его классификация, а так же структура правовой нормы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ — // Режим доступа: http: // www.concultant.ru.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 — ФЗ // Режим доступа: http: // www.concultant.ru.
- Алексеев С. С. Государство и право. — М.: Юридическая литература, 2013. – 385 с.
- Алексеев С. С. Теория права. — М.: БЕК, 2014. — 387 с.
- Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность. — М.: ЮНИТИ, 2014. – 107 с.
- Карасева М.В. Финансовое право. — М.: БЕК, 2014.- 181 с.
- Кучеров И.И. Бюджетное право России. — М.: ИНФРА-ДАНА, 2015. – 285 с.
- Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. – 430 с.
- Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2011. – 385 с.
- Радько Т.Н. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Новый Индекс, Российская академия адвокатуры, 2011. – 350 с.
- Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М. В. Карасева. — М.: Юристъ, 2012. – 187 с.
Сколько стоит заказать работу?
Бесплатная оценка
0
Размер: 44.41K
Скачано: 32
Скачать бесплатно
Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Видео:Бюджетное право (14). Принцип достоверности бюджетов. Рябова Е.В.Скачать
https://www.youtube.com/watch?v=01hTJd0P22A
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы
Видео
Бюджетное право (22). Виды расходов бюджетов. Рябова Е.В.Скачать
Бюджетная система Российской ФедерацииСкачать
Бюджетное право (19). Нормативы отчислений от налогов. Рябова Е.В.Скачать
Бюджетное право (04). Бюджет, казна, структура бюджетной системы. Рябова Е.В.Скачать
Бюджетное право (50). Виды государственного (муниципального) финансового контроля. Рябова Е.В.Скачать
Бюджетное право (01). Финансовая система, бюджет. Рябова Е.В.Скачать
Урок 11. Структура нормы праваСкачать
Бюджетное право (08). Бюджетный кодекс и бюджетные отношения. Рябова Е.В.Скачать
Урок 10. Норма права: понятия и признакиСкачать
Бюджетное право (43). Исполнение бюджета. Рябова Е.В.Скачать
Бюджетное право (41). Рассмотрение и утверждение бюджетов. Рябова Е.В.Скачать
Урок 13. Классификация норм права.Скачать
Нормы права (лекция)Скачать