- Международная организация гражданской авиации (ИКАО): устав, члены и структура организации
- Что такое ИКАО?
- История создания
- Члены Организации
- Устав ИКАО
- Цели и задачи ИКАО
- Институциональные органы ИКАО (структура)
- Ассамблея
- Совет
- Аэронавигационная комиссия
- Секретариат
- Региональные органы
- Коды ИКАО
- Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
- Структура
- Цели и задачи
- Международные стандарты и Рекомендуемая практика (SARPs)
- Международная организация гражданской авиации икао
- Цели и задачи икао
- Членство в икао
- Организационная структура икао
- Видео
Международная организация гражданской авиации (ИКАО): устав, члены и структура организации
7 декабря 1944 года в американском городе Чикаго произошло знаменательное событие. В ходе длительных и напряженных переговоров представители пятидесяти двух стран приняли Конвенцию о международной гражданской авиации.
В ней говорится о том, что развитие крепких международных связей в гражданской авиации способствует будущему прогрессивному развитию дружеских отношений, сохранению мира и спокойствия между народами различных государств. От того, насколько крепкими и стабильными будут эти связи зависит мир на земле.
Отсюда следует, что главным приоритетом участников этой Организации должно стать соблюдение принципов авиационной безопасности и правил, на основании которых эксплуатируются гражданские воздушные судна.
Важность этой Организации несомненна. Но что известно о ней широкой общественности? Как правило, не так уж много. В статье подробнее расскажем о том, что такое международная организация гражданской авиации ИКАО, какова история ее создания, список участников и принципы деятельности.
Что такое ИКАО?
Рассмотрим аббревиатуру — ИКАО.
Она образована от английского варианта ICAO, что расшифровывается как International Civil Aviation Organization, а на русский язык переводится как «Международная организация гражданской авиации».
На данный момент это одно из крупнейших учреждений ООН, которое отвечает за создание глобальной нормативной базы для обеспечения безопасности международной гражданской авиации.
Штаб-квартира ИКАО располагается в Монреале, Канада. На карте ниже можно ознакомиться с ее точным местонахождением.
Официальными языками Организации являются следующие: английский, русский, французский, арабский, испанский и китайский. Заметим, что именно представитель Китая в настоящее время занимает пост Генерального секретаря ИКАО.
История создания
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) была создана после принятия Конвенции гражданской авиации.
Поскольку собрание представителей будущих государств проходило в Чикаго, вторым (и, пожалуй, более известным) ее названием является Чикагская конвенция. Дата — 7 декабря 1944 года.
Статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций ИКАО получила в 1947 году и вплоть до настоящего времени сохраняет за собой определенную свободу с точки зрения управления и методов осуществления основных задач.
Основным стимулом к развитию авиации и впоследствии созданию организации, контролирующей ее гражданскую отрасль, стала Вторая мировая война.
В период с 1939 по 1945 год происходит особенно активное развитие транспортных путей, поскольку необходимо было обеспечивать нужды армии и народа.
Одновременно с этим на первый план выходили милитаристские задачи, что мешало развитию мирных взаимоотношений на земле.
Первыми, кто предложил создать эффективную модель развития гражданской авиации, стали США. После предварительных переговоров с союзными государствами было решено организовать созыв представителей 52 государств для принятия единой Конвенции о международной гражданской авиации.
Встреча прошла 7 декабря 1944 года в Чикаго. Пять недель делегаты обсуждали множество вопросов, была проведена огромная работа, результатом которой стала Конвенция.
По всеобщему согласию делегатов, она вступила в силу лишь в апреле 1947 года, когда была ратифицирована 26-м государством-членом ИКАО.
Члены Организации
В состав членов ИКАО входит 191 государство, среди которых числится Российская Федерация на правах преемницы СССР, вступившего в ИКАО в 1977 году. Сюда входят почти все участники ООН: 190 стран (за исключением Доминики и Лихтенштейна), а также Острова Кука.
https://www.youtube.com/watch?v=YdmvsJm3slc
Кроме прямых участников, есть особые отраслевые группы, цель которых – создание глобальной нормативной базы, необходимой для эффективной деятельности международной гражданской авиации.
Важно отметить, что для достижения консенсуса в отношении обеспечения Международных стандартов и Рекомендуемой практики существует отдельный орган – Совет.
Он же занимается оформлением принятых стандартов в форме Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. (Подробнее об остальных функциях Совета поговорим немного позже).
Устав ИКАО
Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) содержит 96 статей и включает в себя все внесенные изменения за период с 1948 по 2006 годы. В ней установлены обязанности и привилегии членов ИКАО, указывается суверенитет государств собственной воздушной территории.
Подчеркивается, что все международные перелеты должны быть согласованы с государством, над территорией которого они будут осуществляться. В последней статье даются определения основным понятиям, использующимся в гражданской авиации.
Так, например, «Международное воздушное пространство» определяется как пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды). Со всеми терминами можно ознакомиться самостоятельно на официальном сайте ИКАО.
Они описаны доступным языком, поэтому будут понятны даже тем, кто совсем не знаком с авиационной терминологией.
Кроме того, существуют 19 Приложений к Конвенции, в которых установлены упомянутые выше Международные стандарты и Рекомендуемые практики.
Цели и задачи ИКАО
44 статья Чикагской конвенции гласит, что основные цели и задачи Организации происходят из ее стремления способствовать развитию международного сотрудничества посредством укрепления авиасообщения между государствами-членами. Это заключается в следующих направлениях ее деятельности:
- Обеспечение авиационной безопасности и безопасности международной аэронавигации.
- Поощрение и развитие более совершенных способов эксплуатации воздушных судов.
- Удовлетворение потребности общества в регулярном, безопасном и экономичном аэросообщении.
- Содействие общему развитию международной гражданской авиации во всех сферах.
Все обозначенные цели и задачи лаконично представлены в стратегическом плане действий Международной организации гражданской авиации ИКАО:
- Повышение эффективности авиации.
- Безопасность полетов и авиационная безопасность в целом.
- Минимизация вредного воздействия гражданской авиации на природу.
- Непрерывность авиационного развития.
- Укрепление норм правового регулирования деятельности ИКАО.
Институциональные органы ИКАО (структура)
В соответствии с Чикагской конвенцией, Международная организация гражданской авиации ИКАО имеет четкую структуру. Статья 43 сообщает, что в ее состав входят Ассамблея, Совет и прочие органы, необходимые для ее деятельности.
Ассамблея
Ассамблея состоит из 191 государства, которые входят в состав ИКАО. Это суверенный орган, сессии которого происходят не реже одного раза в три года по требованию Совета. Во время обсуждения того или иного вопроса каждый член обладает правом одного голоса. Непосредственно решения принимаются на основании большинства .
На сессиях Ассамблеи происходит рассмотрение текущей деятельности Организации, принятие годового бюджета, формирование общих руководящих принципов на определенный период.
Совет
Совет включает в себя 36 государств, которые избираются единожды в течение трех лет. Определяющими критериями выбора служат следующие требования:
- Государство должно играть немаловажную роль (в идеале – ведущую) в области авиации и осуществлении перевозок воздушными путями;
- Государство должно в значительной степени способствовать развитию международной авиации и участвовать в обслуживании авиатранспорта.
- Государство должно обеспечивать представительство в Совете всех географических регионов мира.
Основная цель Совета заключается в принятии им Международных стандартов и Рекомендуемой практики.
Стандарт – это особое техническое требование, исполнение которого необходимо для того, чтобы обеспечивать безопасность и регулярность международного гражданского сообщения.
Рекомендуемая практика – это тоже техническое требование, но в отличие от стандарта его исполнение не носит императивный характер. И стандарты, и практика содержатся в Приложениях к Конвенции о международной гражданской авиации.
https://www.youtube.com/watch?v=V7mQX4U92VU
Руководит Советом избираемый им же на три года президент. В его обязанности входит созыв заседаний Совета и исполнение функций, которые Совет возлагает на него в ходе этих заседаний.
Аэронавигационная комиссия
Аэронавигационная комиссия состоит из 19 членов, которые являются независимыми экспертами, назначенными Советом для рассмотрения и внесения необходимых поправок в Приложения.
Секретариат
Секретариат помогает ИКАО организовывать работу. Особенно важная роль при этом отводится Авиатранспортному комитету, Комитету по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения и Комитету технического сотрудничества.
Региональные органы
ИКАО включает также семь региональных комитетов, которые одобрены государствами-членами и допущены к осуществлению Международных стандартов ИКАО и Рекомендуемой практики:
Видео:Матковский В. П. Тема: "Международная организация гражданской авиации / ИКАО".Скачать
- Азиатско-Тихоокеанское отделение (Бангкок).
- Комитет Восточной и Южной Африки (Найроби).
- Европейский и Североатлантический комитет (Париж).
- Ближневосточный офис (Каир).
- Североамериканский, центральноамериканский и карибский комитет (Мексика).
- Южноамериканский комитет (Лима).
- Комитет Западной и Центральной Африки (Дакар).
Коды ИКАО
Для обозначения каждого международного аэропорта и авиакомпании используется специально разработанная система кодов. Для аэропортов коды состоят из четырех букв, для авиакомпаний – из трех.
Так, например, для аэропорта «Шереметьево» код ИКАО – UUEE, для авиакомпании «Аэрофлот» – AFL. У последней есть телефонный позывной для самолетов, совершающих международные рейсы – AEROFLOT.
На официальном сайте можно самостоятельно ознакомиться и с другими не менее интересными кодами и узнать их расшифровку.
ИКАО, организованная еще в первые годы после окончания Второй мировой войны, по-прежнему не теряет своего важного статуса в системы современных международных организаций.
Ее деятельность направлена на развитие и укрепление уже существующих межнациональных связей, а поддержание мира и порядка на земле.
Все это принципиально важно сегодня, когда здоровье и жизнь миллионов людей находятся в постоянной опасности.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, основанное с целью обеспечения безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации путем разработки международных стандартов и рекомендаций по передовой практике и предоставления их государствам. Организация выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией. В настоящее время членами ИКАО является 191 государство. СССР присоединился к ИКАО в 1970 году. Постоянная штаб-квартира организации находится в Монреале, Канада.
Структура
В соответствии с положениями Чикагской конвенции Международная организация гражданской авиации состоит из Ассамблеи, Совета с различными подчиненными органами и Секретариата. Главными должностными лицами являются Председатель Совета и Генеральный секретарь.
Штаб-квартира ИКАО, Монреаль, Канада.
Ассамблея, состоящая из представителей всех Договаривающихся государств, является суверенным органом ИКАО. Она собирается раз в три года, подробно анализирует работу Организации и устанавливает политику на ближайшие годы. Она также принимает трехгодичный бюджет организации.
Совет, руководящий орган, избираемый Ассамблеей на трехлетний срок, состоит из представителей 36 государств.
Ассамблея выбирает членов Совета по трем категориям: 1) государства, имеющие важное значение для воздушного транспорта; 2) государства, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств обслуживания аэронавигации; и 3) государства, назначение которых обеспечит представительство всех географических районов мира. В качестве руководящего органа Совет отвечает за ежедневную работу ИКАО. Именно Советом утверждаются Международные стандарты и Рекомендуемая практика и оформляются в качестве Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. Совету помогают Аэронавигационная комиссия (технические вопросы), Авиатранспортный комитет (экономические вопросы), Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обслуживания и Финансовый комитет.
Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти управлений: Аэронавигационного управления, Авиатранспортного управления, Управления технического сотрудничества, Управления по правовым вопросам и внешним сношениям и Административного управления.
Цели и задачи
В статье 44 Чикагской конвенции говорится, что целью Международной организации гражданской авиации является обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации, поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов, поощрение развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств и содействие безопасности полетов.
https://www.youtube.com/watch?v=YknesryTlCA
Основная задача организации – разработка и принятие Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs) и политики в поддержку безопасной, эффективной, экономически устойчивой и экологически ответственной гражданской авиации.
SARPs оформляются в форме приложений к Чикагской конвенции. Многие из них по мере необходимости пересматриваются и изменяются в ногу с последними научно-техническими разработками и инновациями. Ни деятельность ИКАО, ни принятие SARPs не умаляет суверенитет государств-участников.
Последние могут принимать и более строгие нормы.
В дополнение к своей основной работе ИКАО координирует подготовку и реализацию многочисленных программ развития авиации в государствах-участниках; разрабатывает глобальные планы по регулированию многостороннего стратегического прогресса в области безопасности воздушного движения; осуществляет мониторинг и составляет отчеты по показателям эффективности сектора воздушного транспорта; и выявляет возможные недоработки в областях безопасности гражданской авиацией среди государств-участников.
Организация также содействует заключению региональных и международных соглашений, направленных на либерализацию рынков авиаперевозок, способствует установлению правовых стандартов, обеспечивающих безопасность с учетом возрастающих объемов авиаперевозок, и поощряет разработку других аспектов международного воздушного права.
В экономической области ИКАО не имеет регулирующих полномочий, тем не менее одной из ее уставных целей является предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.
Кроме того, в соответствии с конвенцией государства-члены обязуются предоставлять ИКАО отчеты и статистику своих международных авиакомпаний по перевозкам, расходам и доходам с указанием источников их получения.
Международные стандарты и Рекомендуемая практика (SARPs)
Видео:Немецкий эксперт об инциденте с Ryanair: что ждать от Международной организации гражданской авиацииСкачать
Уставной целью Международной организации гражданской авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности деятельности международной гражданской авиации. Для достижения поставленной цели государства-участники должны придерживаться Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs).
Чикагская конвенция включает 19 приложений в таких областях, как эксплуатация воздушных судов, правила полетов, проектирование аэродромов, расследование авиационных происшествий, выдача свидетельств авиационному персоналу, радионавигационные средства, метеорологическое обеспечение, обслуживание воздушного движения, поисково-спасательные работы и охрана окружающей среды.
Большинство SARPs (17 приложений) относятся к компетенции Аэронавигационного управления ИКАО; два оставшихся (приложение 9 Упрощение формальностей и приложение 17 Безопасность) – Авиатранспортного управления. Они не имеют такой же юридически обязательной силы, как положения Конвенции, поскольку приложения не являются международными договорами, подлежащими ратификации.
Тем не менее, ИКАО проводит периодические проверки и следит за их соблюдением.
Проекты SARPs подготавливаются после консультаций с договаривающимися государствами и заинтересованными международными организациями, дорабатываются Аэронавигационной комиссией ИКАО и представляются на ание Совету, где для их принятия требуется большинство в две трети .
Договаривающихся государства обязуются придерживаться SARPs, но, если государство считает невозможной его реализацию, оно в соответствии с положениями статьи 38 Конвенции должно проинформировать Международную организацию гражданской авиации о любых различиях между его собственной практикой и установленной международным стандартом.
Такие различия будут подробно изложены в национальном Сборнике аэронавигационной информации (AIP) и обобщены в дополнении к каждому приложению к Чикагской конвенции.
Международная организация гражданской авиации икао
ИКАО (International Civil Aviation Organization — ICAO) — образована в 1944 году.
По инициативе США в декабре 1944 года в Чикаго была созвана конференция (Чикагская конференция), в которой принимали участие 52 государства, для обсуждения проблем международной гражданской авиации.
Было согласовано создание новой организации, которая будет заниматься аэронавигационными вопросами, способствующими повышению безопасности полетов и их регулярности, а также экономическими вопросами, которые должны повысить эффективность и экономичность воздушных перевозок.
Чикагская конференция закончилась подписанием Конвенции о Международной гражданской авиации — Чикагской конвенции, и была официально создана ИКАО. Местом штаб — квартиры ИКАО был выбран город Монреаль (Канада).
В мае 1948 года вступило в силу соглашение между ООН и ИКАО, в котором ИКАО признавалась специализированным учреждением ООН.
https://www.youtube.com/watch?v=4uF7cp3pW5g
СССР в Чикагской конференции участия не принимал, так как в ней принимали участие государства, с которыми СССР находился в состоянии войны.
После вступления СССР в ИКАО 14 ноября 1970 года, русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации.
На дипломатической конференции в Монреале в сентябре 1977 года был принят протокол об аутентичном четырех язычном тексте Конвенции и ее официальный текст на русском языке.
Таким образом, официальными языками ИКАО являются:
1.Русский.
2.Английский.
3.Французский.
4.Испанский.
Арабский и китайский языки считаются рабочими языками ИКАО. Они используются в ограниченном объеме в работе Совета ИКАО и его постоянных органов, на сессиях Ассамблеи и крупных специализированных конференциях и совещаниях.
По состоянию на 1994 год ИКАО объединяет 183 государства мира.
Цели и задачи икао
Видео:Международная организация гражданской авиации будет расследовать посадку самолета Ryanair в МинскеСкачать
Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях:
1.Обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.
2.Поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов.
3.Поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации.
4.Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспорте.
5.Предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.
6.Обеспечение полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.
7.Исключение случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.
8.Обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации.
9.Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.
Членство в икао
Любое государство — член ООН, входившее во время Второй мировой войны в Антигитлеровскую коалицию, и нейтральные страны становятся членами ИКАО на 30-й день после присоединения к Чикагской конвенции.
Государства, участвовавшие во время Второй мировой войны на стороне Гитлеровской Германии, могут присоединиться к конвенции с соблюдением следующих условий:
1.С согласия ООН.
2.По специальному разрешению Ассамблеи ИКАО, для принятия которой требуется 4/5 .
3.При отсутствии возражений со стороны любого государства, которое было аннулировано или подверглось нападению в ходе Второй мировой войны войсками государства, желающего вступить в члены ИКАО.
Государство перестает быть членом ИКАО, если оно заявляет о денонсации им Чикагской конвенции. Денонсация вступает в силу через год после получения ИКАО уведомления.
Если государство исключено из ООН, оно автоматически перестает быть членом ИКАО, кроме тех случаев, когда Генеральная Ассамблея ООН в своем решении прямо не говорит о целесообразности сохранения членства этого государства в ИКАО.
Организационная структура икао
Высшим органом ИКАО, в котором могут быть представлены на равных основаниях все государства — члены ИКАО, является Ассамблея государств — членов ИКАО. Созывается один раз в три года. При возникновении необходимости по рекомендации Совета ИКАО, или по требованию не менее 1/5 членов организации могут быть созваны черезвычайные сессии Асамблеи ИКАО.
Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта:
1.Избирать Совет ИКАО, рассматривать отчеты, принимать соответствующие действия.
2.Определять шкалу взносов стран — членов ИКАО в бюджет организации.
3.Утверждать бюджет ИКАО.
4.Рассматривать и одобрять предложения о внесении поправок в Чикагскую конвенцию.
https://www.youtube.com/watch?v=WGfm3GxSXIY
Видео:«Гагарин» получит 2 категорию международной организации гражданской авиацииСкачать
Взнос государств — членов ИКАО рассчитывается следуюшим образом:
Взнос100% = К1(75%) + К2(25%),
где:
К1 = (Национальный доход государства) / (Национальный доход всех стран ИКАО),
К2 = (Налет государства по МВЛ) / (Налет всех стран ИКАО по МВЛ).
Min…Max взнос = 0,06%…25% от национального дохода.
Совет ИКАО — исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Несет ответственность перед высшим органом ИКАО за свою деятельность. Выполняет функции:
1.Выполнение решений Ассамблеи и представление отчета о своей работе.
2.Избрание Генерального секретаря и руководящих сотрудников.
3.Распоряжение деньгами организации.
4.Утверждение международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции.
5.Осуществление регистрации международных авиационных соглашений.
6.Осуществление арбитражных функций при регулировании разногласий между государствами — членами ИКАО.
Под управлением Совета работает семь постоянных рабочих органов (см. схему структуры ИКАО).
Секретариат ИКАО — постоянный орган Совета, обеспечивающий работу ассамблей, Совета и других органов, а также региональных центров организации.
Генеральный секретарь — главное исполнительное должностное лицо организации. Назначается Советом и возглавляет его.
Секретариат ведает сбором и обобщением информации по проблемам международной гражданской авиации, осуществлением связей с государствами — членами ИКАО. Он осуществляет эти функции с помощью пяти специализированных управлений:
1.Аэронавигационное управление — занимается вопросами безопасности полетов, рассматривает вопросы по выработке рекомендаций и стандартов компаниям.
2.Авиатранспортное управление — занимается вопросами обеспечения эффективности перевозок на международных воздушных линиях.
3.Юридическое управление — занимается вопросами по выработке стандартов и рекомендаций в области воздушного права, проводит консультации по правовому толкованию и пониманию основных положений Чикагской конвенции, готовит проекты новых решений.
4.Управление технической помощи — разрабатывает предложения по оказанию финансовой и технической помощи, по созданию аэровокзальных комплексов и оснащению воздушных трасс в труднодоступных участках местности и океанических просторах.
5.Административное управление — занимается вопросами кадров, переводов, оформления и рассылки документов.
Региональные центры ИКАО созданы помимо штаб — квартиры в Монреале для оперативной работы ИКАО:
1.Европейский регион — Париж.
2.Страны Северной Америки и Карибского басейна — Мехико.
Видео:01 Airlaw - 01.ICAO historyСкачать
3.Страны Южной америки — Лима.
4.Тихий океан и Азия — Бангкок (Таиланд).
5.Ближний Восток и Восточная Африка — Каир (Египет).
6.Остальная Африка — Даккар.
Видео
10. Международные организацииСкачать
РФ исключена из Совета ИКАОСкачать
Письмо главе Совета Международной организации гражданской авиацииСкачать
Археография. ИКАО. Расследование авиационных происшествий и инцидентовСкачать
Международный аэропорт «Гагарин» получит 2 категорию международной организации гражданской авиации.Скачать
"Государство само совершило угон самолета": немецкий эксперт о финальном отчете ICAOСкачать
Международная авиация и изменение климатаСкачать
Сколько денег зарабатывают пилоты. Как стать пилотом гражданской авиации.Скачать
Когда своё ИКАО естьСкачать
❌ДОКЛАД ICAO НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ НИКАКОЙ КРИТИКИ. #icao #посандкасамолета #самолет #санкции #ryanairСкачать
Документы ICAOСкачать
ИКАО: в качестве рабочего между пилотом и авиадиспетчером выбран английскийСкачать
Матковский В. П. Тема: "Международная ассоциация гражданской авиации".Скачать
Что такое сертификация ISO и какие существуют стандарты?Скачать