Эвридика

Эвридика - умерла, будучи ужалена змеей

Имя для ряда мифологических персонажей, из которых наиболее известная – нимфа или дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла, будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от пасечника Аристея, встречается только в «Георгиках» Вергилия. В поисках жены Орфей спускается в Подземный мир где, очарованные его пением, Плутон и Персефона, соглашаются отпустить Эвридику. История эта, как и многие другие легенды античного мира, имеет различные вариации. По наиболее известной, Орфей не должен был оглядываться на Эвридику, пока они не поднимутся из царства мертвых. Однако, не совладав с собой, Орфей нарушает запрет и теряет Эвридику. Таков вариант легенды у Вергилия, Овидия, Сенеки и Стация. По другой версии – Орфей мог взять Эвридику лишь на один день, после которого Гермес, проводник мертвых, забирает ее обратно. Этот сюжет послужил источником многочисленных копий; оригинал же предположительно представлял большой рельеф панели алтаря Двенадцати Богов Олимпийцев на рыночной площади в Афинах (датируется концом V в. дон. э.). Здесь Эвридика помещена между Орфеем и Гермесом.

В «Пире» Платона дана несколько ироническая версия легенды: Орфей противопоставляется АЛКЕСТИДЕ. Ему не хватает мужества умереть за любовь, он сходит в Аид живым и получает лишь тень жены, смерть же его от рук менад – наказание за трусость.

В «Утешении философией» (кн. 3) христианского философа античности Боэция, интерпретация легенды гораздо значительнее. Орфей теряет Эвридику в подтверждение того, что душе, однажды обратившейся к богу, нет возврата к чувственным удовольствиям. Представив судьбе Орфея другую цель, Боэций дает новую жизнь жесткой схеме античной литературы, которую она проносит через средние века и Возрождение:

«Обдумай предание,

И обрати разум к возвышенным целям,

Если ты плоти бежал,

Но снова хоть раз в ад тот заглянешь –

Погиб ты».

Овидий и Вергилий сделали легенду широко известной; в средние века она трансформировалась в балладу о рыцарской любви – «Сэр Орфей», в которой преданный муж вызволяет свою Леди Эвродис из плена короля Волшебной страны. В эпоху Возрождения появляется драма Полициано «Орфей» – первая итальянская пьеса на класическую тему. Исполняемая под аккомпанемент, она стала предшественницей ряда опер, из которых наиболее известные сегодня – «Орфей» Монтеверди и «Орфей и Эвридика» Глюка. Последняя имеет счастливый конец – Эвридика возвращается благодаря снисходительности богов. Бурлеск Оффенбаха «Орфей в аду» относится к гораздо более позднему времени.

В XX в. миф трактуется символически: это относится как к пьесе Ануя «Эвридика», фильму Камю «Черный Орфей» (где в Рио де Жанейро играют негритянские актеры), так и к двум сюрреалистическим пьесам Кокто (обе экранизированы).


Нравится
Просмотров: 2337