Тиресий

Тиресий - фиванский прорицатель

Фиванский прорицатель, впервые упоминается в «Одиссее», где он уже мертв и находится в Подземном царстве. Кирка послала Одиссея посоветоваться с Тиресием, и Одиссей выслушивает странное пророчество Тиресия о страшной смерти, которая постигнет его. В пьесах фиванского цикла Тиресий – слепой, и это поразному объясняется поздними исследователями мифов. Согласно Каллимаху, он видел купание Афины, и она ослепила его, но взамен дала ему дар провидения (см. МУСЕИ). В более популярном варианте, изложенном Овидием, Тиресий увидел однажды свадьбу змей, ударил их своей палкой, и был обращен в женщину. Спустя семь лет он вновь увидел этих змей и ударил их, и снова оказался в мужском обличий. Эта история цитируется Данте в «Аде», где Тиресий пребывает среди колдунов в муках девятого круга. (Роберт Грейвс в «Греческих мифах» отсылает к поверью Южной Индии, согласно которому видеть свадьбу змей – несчастье, и наказание за это – превращение в гомосексуала). Слепота же Тиресия наступила позже, когда Зевс и Гера спросили его, кто больше получает удовольствий от любви: мужчина или женщина, поскольку он, Тиресий, испытал и то и другое. Он заявил, что женщина. Гера оскорбилась и ослепила Тиресия, а Зевс одарил его долгой жизнью и даром провидения. Тиресий – ключевая фигура в трагедии Софокла «Царь Эдип», так как он знает, что осквернение Фив началось с самого Эдипа. В «Вакханках» Еврипида Тиресий побуждает Пенфея принять культ Диониса в Фивах и предсказывает, что бог будет признан в Дельфах. Через всю эту пьесу он проходит одновременно вдохновленным провидцем и рационалистом. О Тиресий писали Суинберн, Теннисон, Элиот и Аполлинер.


Нравится
Просмотров: 1259