В западный-семит. миф. одно из наиболее употребит. прозвищ
богов отдел. местностей и общих богов. Наибольшим рас-простр. пользовался культ Б. —
бога бури, грома и молнии, дождя и связан. с дождем плодородия (именов. также Баал-
Хаддад, позднее Хаддад. В Угарите этот бог — гл. герой мифов (Алиййану-Б., Алиййан). Б.
— сын Илу и Асират, но одноврем. его назыв. сыном Дагана. (По позднему финикийск.
преданию мать Б. одна из наложниц Урана, в данном случае соответственно, очевидно, Илу, попала к
Дагану, уже будучи беременной от Урана). Сестра и возлюбл. Б. — Анат. Б. именуется
богатырем, сильнейшим из героев, скачущим на облаке, князем (Балл-Зебул, отсюда библ.
Вельзевул), возвышенным; известны его изображ. в облике быка (символ плодородия) или
воина, поражающ. землю молнией-копьем. Он живет на горе Цапану («северная», на иврите
Цафон, антич. Касиус, соответственно совр. Джебель аль-Акра) и явл. ее владыкой. Вероятно, Баал-
Хаддад (Алиййа- ну-Б.) тожд. более позднему (1-е тыс. до н.э.) финикийск. Баал-Аддиру.
Почитание Хаддада было широко
распростр. в Сирии с конца 2-го тыс. до н.э.; его супругой
счит. Атаргатис. В эпоху эллинизма отожд. с Зевсом.