Ашшур

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Ашшур
В аккад. миф. цент. божество ассир. пантеона. Первонач. — бог- покровитель г. Ашшур (гл. храм — Эхурсагкуркурра). Возвышение А. связано с усилением политич. влияния в Ассирии г. Ашшур. Как верхов. божество А. получает (впервые в 13 в. до н.э.) титулы и эпитеты шумерск.

Энлиля: «Великая гора», «Владыка стран», «Отец богов». В 9 в. до н.э. (второе возвышение Ассирии) А. идентифиц. с Аншаром, отцом Ана, и возвышается над всеми богами. В ассир.
(из Ашшура) версии вавилонской поэмы о сотворении мира («Энума элиш») Аншар-А. заменяет как
бог — творец вавилонск. Мардука. Жена А. — Иштар Ашшурская или Иштар Ниневийская, а также Нинлиль (в шумерской миф. Нинлиль — жена Энлиля; результат идентификации А. с Энлилем), сын — Нинурта (имя сына Энлиля), дочь — богиня Шеруа, или Эруа (хурритская?). Подобно Мардуку, А. узурпирует черты мн. божеств:
он — вершитель судеб (как шумерские Ан, Энлиль), бог-судья (как Шамаш), воен. божество (как Нинурта) и даже божество мудрости (шумер. Энки, аккад. Эйя). Эмблема А. — крылатый солнеч. диск. На памятниках 2 — 1 тыс.
до н.э. обычно изображ. в виде бога с луком, наполовину скрытого крылатым солнеч. диском, в лучах которого он как бы парит. На обелиске ассир. царя Тиглатпаласара I
(12 в. до н.э.) А. изображен в виде крылат. солнеч. диска, из которого две руки протягивают лук царю-победителю.

Нравится
Просмотров: 427