В греч. миф. один из величайших героев Троянской войны,
сын царя мирмидоян Пелея и мор. богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязв. и
таким образом дать ему бессмертие , Фетида купала А. в водах
подземной р. Стикс, и только
пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»).
По происхожд. первонач. А. явл. местным фессалийским героем, культ которого распростр.
также в различ. обл. Греции. В лаконском г. Прасии существовал храм А., в котором
совершалось ежегодное празднование. Перед располож. по дороге из Спарты в Аркадию
храмом А. приносили жертвы спарт. эфебы. Культ А. был занесен также в греч. колонии на
Сицилии и в Южный Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почит. жителями
могильный курган А. и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впослед. и рим.
имп. Каракалла, устраивали здесь погребал. игры. Святилища А. имелись также в городах
Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умерш. А. на острове Левка в устье
Дуная объясн. тем, что как на этом острове, так и в ряде др. р-нов Северный Причерноморья (в
Ольвии, у Керченск. пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящ. А.