Гомер описывает в качестве Я. обвязанные канатом, спускаемые с носа
корабля в воду камни или швартовоч. канаты, притянутые с кормы на берег. На др. рисунках
кораблей изображ. Я. отсутствовало (Я. — ассир.-вавилонское изобретение 9 в. до н.э., егип.
эквивалент. термин отсутствовал). Веретенчатый Я. был эффективен только в спокойную
погоду. Изобретение штока, расположен. поперчно якорным лапам, позволило добиться
того, чтобы при натяжении якорного каната во время сноса судна из-за непогоды Я. одной из
своих лап «зарывался» в грунт и прочно удерживал корабль на месте. Первонач. Я.
изготавливались из свинца, позднее на смену пришли железные Я.; во времена Цезаря
венеты стали изготавливать также и якорные цепи из металла (вместо каната) и применяли
для этой цели устойчивое к коррозии железо. Своей формой антич. Я. не отличались от совр.
Для Я. весом до 40 кг лебедка не использовалась. Я. явл. знаком культа Нептуна и
профессион. эмблемой моряков. В позднеантич. период он стал как Я. надежды, христ.
символом.