Эпос

Жанр Э. в античности охватывает длинные, широкомасштабные произв., почти всегда написанные гекзаметром. Древнейшей формой Э. явл. исполнявш. при княжеских дворах хвалебные песни аэдов в честь миф. героев. Их отличит. признаками служат метрич. форма, стереотипные элементы (формулы), устная передача из поколения в поколение, свободные вариации воспринятого материала и муз. сопровождение исполнения. Древнейшими из дошедших до нас эпич. произв. явл. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Возникшие на западный побережье М. Азии, где у ионийских колонистов оставались воспоминания о богатой мифологии своей греч. родины, эти произв. представляли собой героич. поэмы высокого худож. достоинства. Созданная для развлечения знати, исполняемая рапсодами, «Илиада» в подробностях изображает эту среду и ее этич. представления; «Одиссея» содержит мн. нар. черты. Упоминания об авторе в эпосе отсутствуют. Язык и техника греч. Э. веками оставались связанными с Гомером. В противополож. гомеровскому Э. Гесиода характеризуется тематич. обращением к мифам о богах («Теогония»), изображ. быта земледельцев («Труды и дни»), дидактич. направленностью и присутствием в произв. автора. От Гомера и Гесиода исходили две разные линии эпич. поэзии. В гомеровских традициях составлены: относящ. к 7 — 6 вв. до н.э. так называемый эпич. цикл (известный только по фрагментам); Э. по материалам троянских и фиванских циклов легенд, так называемый гомеровские религ. гимны; краткие изложения миф. материала для культовых потребностей; две соч. неизвест-ным автором в 6 — 5 вв. до н.э. пародии на героич. эпику «Маргит» и «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Кроме того, имеется необъятное число эпич. произв. 7 — 4 вв. до н.э., в которых разрабатываются миф. и ист. материалы (Пизандр, Паниасис, Херил из Самоса, Антимах из Колофона), дошедшие до нас только в виде фрагментов. Напротив, с Гесиодом связаны главным образом философские поэмы 6 — 5 вв. до н.э. (Парменид, Эмпедокл). Во времена эллинизма и Империи составлялись как дидактич. поэмы гесиодовского направления (Арат, Никандр), так и поэмы ист. и миф. тематики (Аполлоний Родосский, Квинт из Смирны, Мусей, Нонн). Среди произв. эпич. поэзии особой глубиной отличается «Александра» Ликофрона, загадочная поэма, полная изысканных оборотов и намеков на далекие сказания. Последний значит. взлет греч. эпики — визант. нац. эпос о Дигенисе Акрите. Рим. Э. развивался в созданных греками формах — ист. и дидактич. Начало ему положил перевод «Одиссеи», выполн. Ливием Андроником. Первыми значит. произв., использовавшими ист. материал, были «Пуническая война» Невия, составл. по образцу текста Ливия Андроника (в нац. сатурнич. стихотворном размере), «Анналы» Энния (соч., излагавшее историю Рима в гекзаметре, что с тех пор постепенно стало обязат. также и для рим. эпики). Последователями Энния в использовании ист. материала были Акций, Фурий и Гостий. Одноврем. с ист. возникают дидактич. эпич. произв. Все они по содержанию и худож. достоинствам уступали созданной по образцу Эмпедокла философско-дидактич. поэме Лукреция «О природе вещей» и «Георгикам» Вергилия. Вершиной рим. Э. явл. «Энеида» Вергилия, обязанная своим происхожд. гомеровской традиции и ставшая нац. Э. у римлян. Поэтич. техника Вергилия стала образцовой для эпиков последующих поколений. Множество эпич. произв. появилось во времена Империи. Их тематика включала ист. сюжеты (Лукан, Силий Италик) или мифологию (Валерий Флакк, Стаций), нередко встречались панегирич. черты (Аполлинарий Сидоний). В христ. Э. использовался преимущественно библ. материал (Альцим Авит).

Нравится
Просмотров: 423