Эпиграмма

Первонач. надписи на памятниках, жертвоприношениях и т.д., принадлежит к исконно греч. творч. жанрам. Ее отличит. признак — меткость выражений и (с 8 в. до н.э.) метрич. форма (в основном элегич. дистих). С 4 в. до н.э. Э. потеряла свою первонач. функцию надписей и стала развиваться в сторону книжной с разнообразным содержанием. Среди дошедших до нас Э. значит. доля приходится на надгробные. Из деловых строгих архаич. произв. ко времени Перс. войн возникли полные простоты и благород. достоинства Э. с чеканной слаженностью формы (Симонид). Наряду с этим в 450 до н.э. появл. так называемый аттич. Э., ее признаком явл. перегруженность софистич. и риторич. элементами. В противоположность этому (примыкая к произв. Симонида 5 — 4 вв. до н.э.) развивалась форма, в которой проявл. углубленность, простота, а на передний план выступила тема любви (Эринна). В эпоху эллинизма известны две школы Э.: пелопоннесская, со словесной перегруженностью, и александрийско-ионич., в которой естественность языка связана с реалистич. изложением (Каллимах). Оба направления исчезают в сер. 3 в. На рубеже 2 в. этот жанр вновь расцвел в финикийской школе, примыкаю-щей к александрийской школе; она стоит у истоков пародийной Э. (эпитафии животным). С 1 в. до н.э. Э. знаменитых поэтов были собраны в сборнике (антологии). В рим. литературе этот жанр довольно рано стал использоваться в надписях. Лит. лат. Э. имеет очень сильный александрийский отпечатоколо В риторич. школах для усовершенствования яз. существовало обыкновение добиваться языковой меткости. Э. в форме экспромта были очень популярны у образованных римлян. При этом они все больше содержали насмешливо-сатирич. черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных Э. Марциала, которые оставались образцом вплоть до современности. В хри-стианстве Э. распростр. с 4 в. н.э. преимущественно как надгробные и посвящ. мученикам надписи, но имели и др. содержание. В них чувствовалось влияние Вергилия и Марциала. Вы-дающ. авторами христ. Э. были Григорий Назианзин, Авзоний, Дамасий, Пруденций, Луксорий, Венанций Фортунат. Для представителей гуманизма эпохи Возрождения Э. (лат., реже греч.) была излюбл. формой энкомиастич. и полемич. произв.

Нравится
Просмотров: 715