Скорбная песнь. Э., видимо возникла в ионийской М. Азии из
оплакивания усопших; первонач.7 Э. пели в сопровождении игры на флейте или
декламировали, позднее — произносили. Их метрич. форма — дистих (гекзаметр с
последующим пентаметром). Наиболее древ. греч. Э.(7 — 6/5 вв. до н.э.) исполнялись на
пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об
аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и гос.
порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость
(Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н.э. Э. использовались реже (Симонид,
Э.-посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого
значения среди малых лит. форм. Худож. образцом считалась «Лида» Антимаха (объед.
различ. мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит.
знатоков; для них характерны поиски нового в языке и содержании; темой явл. легенды, сказки,
любовь; ссылки на политику и обществ. жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к
худож. совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Характерной особенностью рим. Э. явл.
субъективные любовные переживания как цент. мотив; нередки сентиментал. изображ.
печалей и радостей любви, возлюбл. часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках.
После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами
его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств.
ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция
наряду с любовной темой появл. также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги),
его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии
развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и
форма делают их шедевром мировой литературы. Последними произв. античности в этом жанре
стали Э. Максимиана (около 550); в средневековье они были популярным школьным чтением.
Позже под Э. стали понимать грустные стихи. От короткой Э. часто трудно отличить
эпиграмму.