Эламская мифология

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Эламская мифология
Сложилась в 4-м тыс. до н.э. задолго до возникновения государство у эламитов. Испытывала влияние шумеро-аккадской миф. Одна из наиболее характерных черт Э. м. — почитание змеи как символа изобилия, плодородия и вечности; змеи нередко изображ. с человеч. головами. Самый ранний известный нам документ, содержащий имена эламских божеств, — договор, заключ. около 2200 до н.э. царем Элама (Хитой) и аккадским правителем Нарам-Суэном. В нем в строгой иерархич. последоват. перечислено 37 богов. Около 639 до н.э. почти все они вновь упомин. в надписи ассир. царя Ашшурбанипала. Некоторые боги (например, Хумпан, Шимут) почитались эламитами, как свидетельствует клинописные тексты из Персеполя, по меньшей мере до сер. 5 в. до н.э. Все божества, считалось, обладают магич. силой «китен». Под ее защитой находится власть царя, воплощающ. волю богов. Первонач. во главе пантеона стояли жен. божества — богини плодородия (что отражает пережитки матриархал. права в Эламе) Пиненкир, «повелительница неба», мать богов, которую в Аккаде отожд. с Иштар, затем, с нач. 2-го тыс. Киририша. К сер. 2-го тыс. Киририша уступила ведущее место в пантеоне Хумпану, супругой которого ее стали считать (победа Хумпана свидетельствует о торжестве патриархал. представлений над матриархал.). За верховенство в пантеоне с Хумпаном соперничал бог — покровитель столицы Элама Суз Иншушинак. Во 2 — 1-м тыс. Хумпан, Иншушинак и Киририша составляли ведущую триаду эламского пан-теона. В числе др. значит. богов — бог солнца, правосудия и торговли Наххунте, бог луны Напир, бог воды Шази, вестник богов Шимут и его супруга Манзат, богиня победы Нарунди, богиня-мать, почитавш. в обл. Аншан, Парти. В ранние периоды (3 — 2-е тыс.) почитались также шумеро-аккадские божества Адад, Эа, Энки, Иштар, Нергал, Нуску, Нинурта, Ишникараб (Ишмекараб), некоторые из них были офиц. включены в пантеон Элама.

Нравится
Просмотров: 574