В западный-семит. миф. бог. Культ Э. сложился по-
видимому, в арамейский период (1-е тыс. до н.э. — 1-й в. н.э.) и получил наибольшее
значение в рим. время. Очевидно, бог солнца и плодоносящих сил природы. Отожд. с
Гелиосом (отсюда «гелиогабал») и Юпитером. Культовый центр Э. находился в г. Эмоса, где
ему был воздвигнут огромный, богато украш. храм. Э. почитался в облике большого черного
камня конич. формы, закругл. снизу и острого вверху (аэролит); считалось, что он упал с
неба и был нерукотворным изображ. солнца. Для культа Э. были характерны пышные оргиастич.
обряды. Элагабал, рим. император в 218 — 222, явл. жрецом Э. (отсюда его имя в
историографии, первонач. — Варий Авит), пытался возвести Э. в «ранг» верхов. божества
рим. офиц. пантеона. На Палатине был построен храм Э., куда Элагабал, стремясь к тому,
чтобы жречество Э. держало в своих руках тайны всех местных культов, пытался перенести
изображ. и др. богов. Он объявил женой Э. Афину Палладу, а затем, поскольку Э. «отверг»
ее, Уранию (Тиннит) как лунное божество.