В греч. миф. сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была
предсказана Апполоном смерть от руки собств. сына, он велел жене бросить новорожд. на
горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший
ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над
новорожд. и отдал его коринфскому пастуху, с которым встреч. на горных выгонах. Тот отнес
ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Э. («с опухшими ногами») и
воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Э. уже был взрослым юношей, какой-
то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приемные родители
всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рожд., Э. решил отправиться в
Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своем происхожд. Оракул вместо ответа дал Э.
прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф,
который он считал своей родиной, Э. отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф,
на перекрестке трех дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в
сопровождении слуг. В завязавш. дорожной ссоре незнакомец ударил Э. по голове тяжелым
скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его
возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он)
спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Э., продолжая путь,
подошел к Фивам и отгадал загадку обосновавш. у городских стен чудовищной Сфинкс. В
благодарность за избавление Фив от продолжит. бедствия фиванские граждане сделали Э.
своим царем и дали в жены вдову Лая. Единств. свидетель встречи с Лаем слуга, принесший
известие о нападении разбойников, после воцарения Э. в Фивах отпросился у Иокасты на
дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное
Э. в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели
счастливую супруж. жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл,
Антигона, Исмена. Только по прошествии длител. срока, когда Фивы были поражены
моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразыск. убийцы Лая, Э.
в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын,
кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с
платья повесивш. Иокасты, и со временем был изгнан из Фив.