В др.-кит. миф. один из цент. культурных героев, с именем к-
рого связывается начало земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, еще на весьма
ранней стадии контаминируется с образом солярного божест-ва Янь-ди. По преданию, мать
Ш.-н. — Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Представляется, что
Ш.-н. имел такой же облик, как и др. миф. первопредки (Нюй-ва, Фу-си), — змеиное тело,
человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра.
Считается, что Ш.-н. зеленого цвета (цвет растительности). Когда Ш.-н. родился, в земле
сами собой появились 9 колодцев. При нем с неба выпало дождем просо, и Ш.-н. тут же стал
пахать землю и сеять его. Ему же приписыв. изобретение с.-х. орудий. Ш.-н. считают первым
«фармакологом». Он ходил с красным кнутом и стегал травы, определяя их целебные
свойства, вкусовые качества. У него был спец. треножник, на котором готовились целебные
отвары.