Ист. обл. в Южный Двуречье (между рр. Тигр и Евфрат, в южный
части совр. Ирака). До кон. 3-го тыс. до н.э. была населена преимущественно шумерами и в меньшей
мере — восточный семитами-аккадцами, основавш. около 2400 до н.э. г. Аккаде, по имени которого северный
обл. Ш. (но не севернее широты совр. Багдада) с тех пор назывались Аккадом. Время
заселения Южный Двуречья шумерами, затем и семитами, остается неясным; во всяком случае в
эпоху археологич. культуры Джемдет-Наср, а вероятно и более ран- них — Урука и
Убейдской культуры (5 — 4-е тыс. до н.э.), население уже было преимущественно шумерским. Около
3000 до н.э. (так называемый протописьм. период) здесь начало складываться клас. общество и государство, о
чем свидетельствует, например, пиктографич. док-ты храмового хозяйства Урука. Время 2750 — 2300 до н.э.,
когда уже создалась подлинная письменность (клинопись), относят к раннединастич.
периоду. Для него было характерно существование множества город-государство, центрами которых явл.
обширные храмовые хозяйства (вне их существовали хозяйства большесемейных общин). Осн.
производит. труд лежал на храмовых клиентах, лишенных собственности на средства произ-
ва, и на полноправных общинниках; было известно рабство; существовала богатая общинная
знать (воен. вождь — лугаль, вождь-жрец — эн, или энси, верхушка жречества и общинной
администрации). Необходимость в крупномасштабном орошении вызывала непомерный рост
значения жречества, ответств. за благополучие общины и за плодородие, а отсюда — и рост
храмов. Постепенно главнейшие храмовые хозяйства стали переходить в прямую собственность
правителя город-государство — лугаля или энси. Поскольку хозяйство страны базировалось на речном
орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, постольку непрерывно
происходили войны за головные каналы и орошенные поля. Воен. вожди отд. город-государство
(наиболее ранние из известных — правители I династии Киша, I династии Урука, 28 — 27 вв.
до н.э., затем Ура, Лагаша и др.) поочередно добивались врем. гегемонии над группой
соседних городов и над более или менее значит. частью бассейн Ниж. Евфрата. Внутри городов
происходила борьба за власть над храмовым хозяйством между жреч.-родовой и светской
служилой знатью, поддерживавшей притязания правителя. Наиболее известным проявл. этой
борьбы были реформы Урукагины (Уруинимгины) в Лагаше (24 в. до н.э.). Последним
правителем-гегемоном раннединастич. типа был Лугальзаггиси (Лугальзагеси), противник
Урукагины и правитель соседней с Лагашем Уммы, а позже — и Урука. Саргону (Древнему),
царю новообразов. г. Аккаде, удалось уничтожить как государство Лугальзаггиси и Урукагины,
так и др. независимые государство Ш. и создать первое общемесопотамское государство («Царство 4
стран света», династия Аккада, 24 — 22 вв. до н.э.). Царям Аккада, видимо опиравш. на
новую бюрократию, вышедшую из низов, пришлось встретиться с ожесточ. сопротивлением
в отд. город-государство, которое они подавляли путем массовой резни. Храмовые хозяйства стали частью
царского, жречество в конеч. итоге было привлечено на сторону аккадских царей, энси были
низведены до роли наместников. Однако вскоре государство Аккада погибло под натиском
горского племени ку-тиев (гутеев). Под гегемонией кутиев в Ш. воссоздаются город-государство с
властью жреч. верхушки (например, Гудеа, энси Лагаша). В кон. 22 в. до н.э. кутии были изгнаны
Утухенгалем, царем Урука, после смерти которого власть перешла к Ур-Гаму, основателю III
династии Ура и «Царства Шумера и Аккада». Хозяйство этого государство было осн. на гигантских
царских имениях, управлявш. невероятно разросш. аппаратом чиновников и надзирателей,
работники же были сведены до фактич. рабского положения; хоз. и культурная жизнь общин
замерла. При III династии Ура был унифицирован пантеон, насаждалась идея рабства
человека перед богами; начиная со 2-го представителя динас- тии — Шульги, цари
обожествл. при жизни. Незадолго до 2000 до н.э. III династия Ура рухнула под напором
семитских скотоводов-аморитов и горцев-эламитов, и система царских рабовлад. имений
развалилась.