Шахнаме

Свод миф. и эпич. сказаний и ист. пре-даний («Книга царей») ираноязыч. народностей древности и раннего средневековья, куда включалась и хроника Сасанидов и в котором нашла свое завершение при Саманидах эпич. традиция иран. народов. Саманиды для объед. народов, входивших в их государство, обращали особое внимание на сбор древ. героико-миф. преданий как из пехлевийских источ., так и из араб., но в особенности устных, бытовавших среди дихканов и мобедов (зороастрийских жрецов). Одним из наиболее ранних сводов на перс. яз. была утрач. позже династийная хроника «Хвадай- намак». Из различ. источ. известны фрагменты или имена авторов следующих «Ш.»: 1) Прозаич. «Ш.», законч. в г. Тусе в 957 по приказу и под наблюдением Абу Мансура Мохаммеда ибн Абдар-разака, правителя Туса и Нишапура, военач. Хорасана. Написанная на языке дари «Мансурова Ш.» или «Абу Мансурова книга» содержала сведения о прошлом иран. народностей. Она легла в основу «Истории персидских царей» Саалиби и была использована Фирдоуси. Сохран. предисловие к «Ш.» Абу Мансура. 2) На яз. дари Абд-аль- Муаййадом Балхи незадолго до 963 было написано «Ш.», которое и использовал Балами в переводе с араб. «Истории» Табари. По поручению эмира Нух II Саманида (976 — 997) было начато переложение на стихи «Ш.» Абу Мансура поэтом Дакики (ум. около 977). 3) Выдающ. произв. явл. «Ш.» Фирдоуси, завершен. им к 994 и насчит. св. 100 тыс. стихотворных строколо В дополнение к «Ш.» Абу Мансура им были собраны более подробные сведения о прошлом иран. народов. Важнейшим источ. для «Ш.» Фирдоуси явились цикл сакско-согдийских сказаний о богатыре Рустаме, изложение которого заняло более одной трети всей поэмы; согдийско-хорезмийские легенды о Сиявуше и бактрий-ская легенда об Исфандияре. Из пехлевийской литературы заимствованы предания о сасанидском периоде. «Ш.» Фирдоуси делится на 3 периода — миф., героич. и ист. На протяжении всей поэмы иран. народы — сторонники доброй си- лы — борются против злой силы иноземных захватчиков. Включение в поэму ист. событий от похода Александра Македонского до араб. завоевания и смерти Йездегерда III дало возможность Фирдоуси воспеть идею борьбы народа за независимость родины на протяжении всей его истории. Сохран. также известия о существовании в прошлом еще двух «Ш.»: Масуди Марвази (составлена до 966) и Абу Али Балхи (время написания неизв.).

Нравится
Просмотров: 489