Свод миф. и эпич. сказаний и ист. пре-даний («Книга царей»)
ираноязыч. народностей древности и раннего средневековья, куда включалась и хроника
Сасанидов и в котором нашла свое завершение при Саманидах эпич. традиция иран. народов.
Саманиды для объед. народов, входивших в их государство, обращали особое внимание на сбор
древ. героико-миф. преданий как из пехлевийских источ., так и из араб., но в особенности
устных, бытовавших среди дихканов и мобедов (зороастрийских жрецов). Одним из
наиболее ранних сводов на перс. яз. была утрач. позже династийная хроника «Хвадай-
намак». Из различ. источ. известны фрагменты или имена авторов следующих «Ш.»: 1)
Прозаич. «Ш.», законч. в г. Тусе в 957 по приказу и под наблюдением Абу Мансура
Мохаммеда ибн Абдар-разака, правителя Туса и Нишапура, военач. Хорасана. Написанная на
языке дари «Мансурова Ш.» или «Абу Мансурова книга» содержала сведения о прошлом
иран. народностей. Она легла в основу «Истории персидских царей» Саалиби и была
использована Фирдоуси. Сохран. предисловие к «Ш.» Абу Мансура. 2) На яз. дари Абд-аль-
Муаййадом Балхи незадолго до 963 было написано «Ш.», которое и использовал Балами в
переводе с араб. «Истории» Табари. По поручению эмира Нух II Саманида (976 — 997) было
начато переложение на стихи «Ш.» Абу Мансура поэтом Дакики (ум. около 977). 3) Выдающ.
произв. явл. «Ш.» Фирдоуси, завершен. им к 994 и насчит. св. 100 тыс. стихотворных строколо
В дополнение к «Ш.» Абу Мансура им были собраны более подробные сведения о прошлом
иран. народов. Важнейшим источ. для «Ш.» Фирдоуси явились цикл сакско-согдийских
сказаний о богатыре Рустаме, изложение которого заняло более одной трети всей поэмы;
согдийско-хорезмийские легенды о Сиявуше и бактрий-ская легенда об Исфандияре. Из
пехлевийской литературы заимствованы предания о сасанидском периоде. «Ш.» Фирдоуси
делится на 3 периода — миф., героич. и ист. На протяжении всей поэмы иран. народы —
сторонники доброй си- лы — борются против злой силы иноземных захватчиков. Включение
в поэму ист. событий от похода Александра Македонского до араб. завоевания и смерти
Йездегерда III дало возможность Фирдоуси воспеть идею борьбы народа за независимость
родины на протяжении всей его истории. Сохран. также известия о существовании в
прошлом еще двух «Ш.»: Масуди Марвази (составлена до 966) и Абу Али Балхи (время
написания неизв.).