Чеканка монет

Представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовл. металлич. монет использовались спец. инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верх. и ниж. пуансоны (штемпеля) для оттискивания изображ. на лицевой (аверс) и надписи на оборотной (реверс) сторонах, резец, наковальня. Почти все сохранивш. штемпеля изготовлены из бронзы. Верх. изнашивались быстрее, чем ниж., поэтому иногда на железном стрежне вырезали позитивное изображ. Этим стержнем оттискивали негативные изображ. на рабочих концах штемпелей с целью получить большое количество бронзовых монет с одинаковой лицевой стороной. Быстрое изнашивание штемпелей приводило к большому количеству эмиссий (в общей сложности примерно 190 000 эмиссий в Греции, Риме и окраинных государство антич. мира). Применение исключит. ручного труда в Ч. м. обусловило заметные колебания в весе монет. Ч. м. производилась преимущественно путем холодной штамповки с помощью редких, но мощных ударов; некоторые монеты подвергались затем тщател. обработке. Для Ч. м. в М. Азии первонач. использовали сплав золота и серебра (электрон), в дальнейшем в Греции — серебро, в Риме — медь. Серебр. монетные номиналы (драхма и денарий) подразделялись на более мелкие монеты (вплоть до 1/6 обола и 1/4 денария), но могли чеканиться и монеты достоинством в 2, 4, 10 драхм. Практич. вес монет никогда не соответственно их номинал. стоимости; решающее значение имела их покупат. способность, которая с учетом изготовления из редких благородных металлов была гораздо выше, чем покупат. способность совр. монет. Наряду с этим значит. роль играли худож. достоинства монет; мн. из них изготовлялись выдающ. мастерами. Сознавая худож. ценность своей работы, они ставили свои имена на штемпелях. Изображ. на монетах дают представления о различ. явлениях антич. культуры. Монеты отражают особенности культурного развития тех мест, где их изготовляли, например, изображения исполн. Фидием статуи Зевса в Олимпии, Александрийского маяка, лекарств. растения сильфия из Кирены. В Риме Коллегия трех по наблюдению за чеканкой изделий из золота, серебра и меди следила за денежным обращением. В эпоху Империи монетное дело представляло собой массовый выпуск монет, изготовлявш. исключит. ручным способом. Резкое снижение доли благородных металлов в монетах во 2 в. н.э. привело к тому, что в обращении оказались только посеребр. медные монеты. Сама идея и метод их изготовления заслуживают внимания. Их делали из монетного сплава, получ. в результате накаливания добела медных слитков в кипящем растворе серебристого цианида; монеты покрывались тонким серебряным слоем. Эти «фальшивые» монеты вызывали недоверие в погранич. р-нах, где велась торговля и устраивалась проверка их подлинности. Поскольку Август предоставил сенату и крупным городам пров. право чеканки медных монет, в обращении находилось огромное количество различ. видов медных монет. Ч. м. в Греции и Риме оказала воздействие не только на все соседние народности и племена (фракийцы, кельты, иллирийцы, жители Иберийского полуострова, даки), но и вплоть до терр. Бактрии и Индии; эти народы в период разложения первобытнообщ. строя достигли той стадии, когда развитие производства и обмен товаров обусловили использование монет в качестве законного платежного средства. В эллинистич. государство наиболее широкое распростр. получили макед. «филиппы», у финикийцев в обращении ходили перс. статеры, галлы и германцы (редко) использовали в качестве монетной единицы денарий. Золотые рим. монеты применялись преимущественно при торг. расчетах с иноземными купцами; они сохранили свое значение также в Византии.

Нравится
Просмотров: 488