Ценз

Перепись всех граждан обоего пола, производивш. в Др. Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности которых входила классификация граждан по различ. экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одностроврем. каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рожд., имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собст-венность. Каждый юридич. самостоят. гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой. Сведения о др. лицах представлялись главой фамилии или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение которых сильно возрос-ло в сер. 5 в. до н.э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из cостава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и административный соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражд. прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм — всенар. очистит. жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц., их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогич. положение относит. общин рим. граждан за пределами Италии. Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого хозяйства, при котором имуществ. уровень, в основном определявш. земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение граждан по имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспублик. время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н.э. Последний Ц. был проведен имп. Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н.э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадоколо В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императ. время, но, видимо, для мест- ных нужд, т.к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодич. имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (например, перепись после образования пров. Иудея в 6 н.э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоян. цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеимперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциал. Ц. служили для выявл. лиц, способных нести воен. службу, для сбора данных о владении землей, рабами и пр. видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответств. за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республикан. время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимал. состояния, составлявшего в сер. 1 в. до н.э. 400 000 сестерциев (впослед. не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимал. сумма, называемая в источ. census, определяется разными авторами различно, но приблизит. вдвое или втрое больше всаднич. минимума. Занятие должности декуриона, то есть члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соответственно состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями.

Нравится
Просмотров: 395