Аббасидов халифат

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Аббасидов халифат
Феодальное государство, называется по правившей в нем династии халифов Аббасидов. Аббасидов халифат называют также Багдадским халифатом по названию его столицы. В состав Аббасидова халифата входили территории современных арабских стран Азии, Иран (до начала 9 века), южная часть Средней Азии, Египет, а также Северная Африка (до 9 века). Существовал как самостоятельное государство с 750 по 945, когда был завоеван Буидами, которые господствовали в нем до завоевания Багдада сельджуками (1055). Под названием «Аббасидов халифат» понимается также мусульманская форма теократии, представители которой господствовали в Багдаде (762 — 1258).
Аббасидов халифат — феодальная деспотия во главе с халифом, в руках которого была сосредоточена духовная и светская власть. В отличие от Омейядов (661 — 750) — представителей арабской аристократии, опорой которых служили арабские племена, Аббасиды выражали интересы феодалов многих стран, входивших в Аббасидов халифат. При первых Аббасидах в 8 — 9 веках особое значение приобрели иранские феодалы, а арабская родовая аристократия утратила свое исключитное значение и привилегированое положение. В феодальном государстве Аббасидов халифат гл. отраслью производства оставалось земледелие, основанное на искусств. орошении, а осн. производите- лем — крестьянин, подвергавш. закрепощению. Кочевое и оседлое скотоводство имело тоже большое, но меньшее, чем земледелие, экономич. значение. Подавляющая часть обрабатыв. земель формально считалась гос. собственностью. На этом основании казна взимала с земледельцев подати за пользование землей и водой из гос. оросит. системы. Часть гос. земель в виде икта передавалась во владение феодалам в обеспечении их воен. службы. Постепенно из пожалования ренты икта превратилась в пожалование земли и из врем. или пожизн. бенефиция — в наследств. лен, оставаясь и на раннем и на позднем этапе условным феод. владением. Особенно тяжелым было положение крестьян, которые обрабатывали земли на условиях издольной аренды, отдавая государство или феодалу 50% урожая, а иногда и более. Усиление феод. зависимости крестьян вызывало антифеод. движение. Наиболее значит. выступления — под рук. Сумбада в Хорсане (755), восстание Муканны (776 — 783) в Ср. Азии, крест. война хуррамитов (816 — 837) под предводит. Бабека в Азербайджане и Западный Иране, восстание под рук. Мазьяра в 839 в Табаристане (Мазандеран) и др. Эти движения часто принимали форму сектантства, враждеб. ортодоксальному исламу, который явл. идеологией господств. класса. В восстаниях сектантов вместе с крестьянством принимало активное участие плебейское население городов, а иногда и кочевники.
Городской плебс был занят разнообраз. ремеслами, тесно связанными с мелкой торговлей. Наряду с ткачеством, выделкой кожи и производством кож. изделий, а также обработкой металлов достигли совершенства искусство ремесленников в изготовл. украшений из благородных металлов и ювелирное дело. Развитие ремесла и торговли способств. росту городов в А. х. Наиболее крупными городами в А. х., помимо Багдада, были Басра, Дамаск и Каир, явл. не только крупнейш. центрами ремесл. производства, но и важнейш. очагами культуры.
Торговля с др. странами находилась в руках богатых купцов. Уже в кон. 8 в. араб. и иран. мореплаватели приставали к берегам Индонезии и Малайи, а затем через Сингапурский прол. проникали в Тихий около и вели торговлю с китайцами; в Гуанчжоу (Кантоне) имелись кварталы, населенные мусульм. купцами, прибывш. из А. х. Постоянные торг. связи установились также с народами Восточный Европы.
Характерной особенностью феод. общества А. х. было длительное (до 10 в.) существование сильного рабовлад., а также патриархал. уклада (у бедуинов и др. кочевников). Труд рабов, преимущественно иноземного происхожд., использовали не только в ремесле, но и в земледелии и особенно в системе искусств. орошения. В Южный Ираке, наиболее развитой агр. обл. А. х., и в Хузистане обработкой целины, проведением оросит. каналов, возделыванием хлопчатника и сах. тростника были заняты зинджи — рабы из Восточный Африки. В 869 — 883 происходило мощное восстание зинджей, с большим трудом подавл. халифскими войсками. После этого значение рабовлад. уклада стало быстро падать. Сокращение рабск. труда в ирригац. земледелии сопровожд. усилением эксплуатации крестьян, бывших свободных общинников, процесс закрепощения которых ускорился. В связи с этим усилилась власть и экономич. значение численно увеличивш. феодалов — мукта, или иктадаров, становивш. все менее зависимыми от цент. власти. Это привело к распадению А. х., отдельные обл. которого, находивш. на различ. уровнях экономич. развития и этнич. разнородные, были слабо связаны между собой.
Уже в кон. 8 в. усиление крупных феодалов, присваивавших гос. земли, позволило окраинным обл. А. х. стать независимыми от багдадского пр-ва. Стремление крупных феодалов к сепаратизму совпадало с борьбой нар. масс, покоренных арабами стран против араб. господства, что было использовано местным господств. классом. Возникли местные династии Идрисидов (788 — 985) в Марокко, Аглабидов (800 — 909) в Ифрикии, а с 821 началось отпадение Ирана, завершивш. в нач. 9 в.; там господствовали Тахириды (821 — 873), Саффариды (867 — 908), Саманиды (875 — 999), Газневиды при Махмуде и Масуде и некоторые местные мелкие династии. Особенно упорной и успешной была борьба народов Ср. Азии и Закавказья, заверивш. в 9 в. восстановл. местной феод. государственности. В Египте правили Тулуниды (868 — 905), подчинившие также Палестину и Сирию.
Одновременно с распадением А. х. наблюдалось ослабление политич. власти и значения багдадских халифов. Обеспокоенные восстаниями своих поданных (в т.ч. столичного населения) и не считая надежными и достаточно боеспособными ополчения араб. племен, верхушка которых была связана с предшествующей династией, халифы сделали своей опорой вооруж. иноземные отряды из наемников и рабов (персов, берберов и др.). Халиф Мутасим (833 — 842), при предшественниках которого мощные нар. движения грозили гибелью династии, стал формировать гвардию из тюркских арабов. Во 2-й пол. 9 — нач. 10 вв. эта гвардия захватила политич. власть в А. х. В 945 западный-иран. шиитские шахиншахи Бувейхиды (Буиды), взяв Багдад, сделали халифа ору-дием свой политики. Лишенный политич. власти, халиф превратился в мусульм. первосвященника, религ. авторитет которого признавали все сунниты. После взятия Багдада сельджуками в 1055 аббасидские халифы, оставаясь преимущественно первосвященниками, частично восстановили свою свет-скую власть. Но, владея только Багдадской обл., они были мелкими государями.

Нравится
Просмотров: 1032