Хаммурапи законы

Свод законов Вавилонии, созданный в кон. царствования Хаммурапи, около 1760 до н.э.; важнейший памятник др.-восточный права. Оригинал. текст законов, начерт. клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы Др. Элама — г. Суз, куда он, видимо, был увезен эламитянами в качестве воен. трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога (нумерация статей введена при науч. издании текста). В структуре законов имеется определ. система. Хотя клинописное право не знало деления на «гражд.», «уголовное» и т.п., статьи сгруппированы тематич. (предметно: процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д.), причем каждая тема трактуется как с «уголовно»-правовой, так и с «гражд.»-правовой точки зрения. Су- бъектами права признаются только свободный общинник (авилум — «человек») и неполноправный свободный, находящ. на царской службе (мушкенум — «падающий ниц»). Некоторыми правами (например, правом на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщи-ны. Рабы и дети рассматр. лишь как объекты права. Неск. ограничивалась долговая кабала: устанавливался размер процента при займе у купцов и тарифы заработной пла-ты для наемных работников. Наказания за преступл., как правило, суровы: смертная казнь, членовредит., огромные штрафы. Преступл. против личности карались обычно по принципу талиона («Равным за равное»). Законы Хаммурапи содержат важные сведения о структуре др.-вавилон. общества. Из них видно, что царь уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами (смертная казнь за укрыват. беглого раба), частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. Они позволяют также сделать вывод о весьма значит. развитии товарно-денежных отношений в этот период. В науч. литературе Х. з. одни исследователи рассматр. как сборник действовавшего права, другие — как юридич. трактат, изображ. картину идеальной справедливости, некоторые — как ответ царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности и т.п. Из них наиболее обоснов. представляется первая точка зрения. На Х. з., возможно, оказали влияние более древ. (20 — 19 вв. до н.э.) законы из Ура, Эшнунны и Исина. Сами же они отразились на позднейших законодат. Др. Азии.

Нравится
Просмотров: 514