Уту, шамаш

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Уту, шамаш
В шумеро-аккад. миф. солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его — шумерская Шенирда (или Суданга), аккадская Айя (имеет постоянный эпитет «Айя — невеста»), посол — Бунне. В ежедневном странствии по небу У. = Шамаш вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор (по аккадской традиции, из-за гор Машу). Обычно этот выход ему открывают два бога-стража. Ночью У. = Шамаш путешествует по подзем. миру, принося мертвецам свет, питье, еду (его аккадский эпитет — «солнце мертвых душ»). Как божество всевидящего света У. = Шамаш — судья, хранитель справедливости и истины. Уже с периода Фары (26 в. до н.э.) отмечены имена типа «Уту — мой судья». У. также бог-защитник и податель оракулов. Губительность, палящий зной солнеч. лучей ассоцируется не с У. = Шамашем, а с Нергалом или с Гибилом. Роль Шамаша в аккадском культе значит. роли шумерского У., на подчинен. положении к- рого сказывается зависимость его от лунного бога (соответственно лунный культ играл более существен. роль, чем солнечный). Культ У. — основатель I династии Урука. Отсюда — значительность роли У. в мифоэпич. традиции Урука (мифы цикла «Инанна — Думузи», где он помогает Думузи, эпосы об Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше). У. — помощник, личный бог-хранитель эпич. героев этой династии. В аккадском мифе об Этане Ша- маш — судья, помогающий змее отомстить орлу за нарушение клятвы, но одновременно и помощники Этаны, спасающего орла. Места культа божества солнца — Сиппар на С. Ларса на Ю. В Ашшуре у Шамаша был общий храм с лунным божеством. В иконографии на рельефах и в глиптике особенно часто изображ. выход бога солнца из-за гор, а также суд У. = Шамаша над разными миф. существами. Отличит. признаки бога — лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке.

Нравится
Просмотров: 807