Предшеств. Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря
поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произв. хоровой лирики, которое исполнял хор
одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол.
6 в. до н.э. дифирамбы исполн. в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использ.
наряду с хором одного актера-декламатора, дававш. пояснения по ходу представл., создав
таким образом предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-
декламатора, так стало возможным драматич. действие, независ. от хора. Внешнее
построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актером пролога следует вступит.
песнь хора — парод, затем отдел. сцены — эписодии, отделяемые друг от друга стасимами.
Вслед за последним эписодием хор исполн. заключит. песнь — эксод. Т. включ. в себя около
1400 стихов. В Афинах ежегод-но, по праздникам в честь Диониса, проводились состяз.
поэтов, во время которых исполн. Т. Каждый день исполн. тетралогия одного автора, состоящая
из трех Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составл. миф. мотивы, драмы же на
совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии
перестает явл. необходимым условием. По оконч. празднеств жюри оценивало произвед. и
распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра искусства явил. демократия
полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид,
творч. которых представл. лишь отдел. фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произв.
Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характерно глубоко гуманистич. толкование
актуал. проблем и событий, которые под прикрытием миф. сюжетов нашли отражение в Т. этих
авторов. В идейном содерж. дошедших до нас драм отраз. также развитие демократии в
полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич.
Благодаря этому в отличие от произв. др. многочисл. трагиков 6 — 5 вв. до н.э. (Агафон, Ион
Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до
нас. Жанр трагедийной поэзии существ. и в 4 в. до н.э., однако сохран. лишь явно подражат.
Т., среди которых и приписыв. Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н.э. городские власти
Рима на всех праздниках организ. театрал. представл. Немногочисл., дошедшие до нас
фрагменты рим. Т. свидетельствует о том, что большинство их представл. собой свободную
обработку произв. греч. трагиков, в основном Еврипида и Эсхила. При этом предпочт. отдавалось
драмам, сюжеты которых были заимств. из легенд троянск. цикла. В отличие от греч. рим. Т.
включ. в себя множество муз. вставок и вокал. партий актеров, в то время как хоровые
партии утрач. свои ведущие позиции; в эпоху правл. Суллы к каждому представл. Т.
присоед. ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил
Ливий Андроник в 240 до н.э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. —
претексту, в основу которой был положен сюжет из рим. миф. и истории. Гл. действующ.
лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды которых — тога претекс- та — и
получил наимен. этот вид Т. Вслед за этим появ. многочисл. драмы Энния, в т.ч. на рим.
темы. Своих наиболее значит. представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В
качестве сюжета оба использ. греч. и нац. мотивы. Начиная с 1 в. до н.э. публика постоянно
начинает терять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Все
меньше появл. новых Т., хотя некоторое время сохран. мода сочинять их (Цицерон, Цезарь,
Август). В кон. 1 в. были напис. знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия;
большую популярность завоев. исполн. отдельных сольных партий под аккомпанемент из
этих произв., а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний
подъем, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До
нас дошли мн. драмы Сенеки, некоторые рим. Т. сохран. полностью, среди них есть одна
претекста, авторство которой сомнительно. Произв. Сенеки оказали большое влияние на
классиков итал., франц. и англ. драмы. Из всех лит. жанров античности Т. оказала самое
большое влияние на мировую литературу. Формы освоения трагедийного драматич. наследия
античности включают в себя макс. приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод
(Гельдерлин), заимствов. сюжета (Гете) и использов. драматич. структуры (Шиллер),
свободную обработку (Брехт) и муз. переложение (Мендельсон).