В Средиземноморье развив. уже с нач. 3 тыс. до н.э. в рамках др.-
восточный класс. общества как обмен различ. продуктами (например, сырье для метллообрабат.
ремесел, предметы роскоши для царских резиденций и аристократии). Применение нечекан.
слитков из меди и благород. металлов благоприятст. этой меновой Т. Египет, Финикия, Крит,
Кипр, Микенская Греция во 2 тыс. до н.э. были значит. торг. центрами. Сухопутная Т. была
предпочтит. из-за необеспеч. мор. судоходства до исхода классич. древности. Мор. Т.
осуществл. б.ч. вдоль побережья, а также между островами Эгейского м. На пороге 2-го и 1-го
тыс. финикийцы стали крупнейшими купцами в Средиземноморье. Их торг. поселения
распростр. далеко на З. до исп. и мароккан. побережья Атлантики (Тартесс в Испании). С
возникнов. антич. рабовлад. общества и увелич. в связи с этим товарного производства антич. Т.
стала развив. быстрыми темпами. С 8 в. в р-не Эгейского м. развив. греч. Т., которая в ходе
греч. колонизации вытесняет финикийскую Т. в Сицилии, Южный Италии и на галльском
побережье Средиземного м. Введ. впервые в Лидии в 700 до н.э. чеканка монет стимулир.
товарное производство и основ. на нем товарно-денежные отношения. Колонизация далеко
раздвинула географ. рамки антич. Т. Однако господств. положение на З. сохран.
карфагеняне, этруски — в Северный и Ср. Италии. Греч. торг. центрами были Коринф (особенно в
8 — 7 вв. до н.э.), Милет (7 — 6 вв. до н.э.), Афины (6 — 4 вв. до н.э.); статьями Т. были
зерно, рабы (импорт), глиняные сосуды, металлич. товары, текстиль и масло (экспорт).
Важнейшим торг. путем на суше стала дорога от Массалии по рр. Рона и Саона вглубь
Галлии и дальше в Британию или Германию. Торг. путь шел из рим. пров. Норик, Реции и
Паннонии в Богемию, оттуда на С. и С.-В. («янтарный путь»). Также и в позднейшие времена
использов. древ. дорога перс. царей от Сард в М. Азии в Сузы и Др. Элам. Из М. Азии и
Сирии тянулся торг. путь на В. через Ферганскую долину и Семиречье в Китай («шелковый
путь»). Из Палестины исходили торг. пути через Геджас на «побережье благовоний»
(побережье Сомали) и в Южный Аравию (Йемен). Из га-ваней в Персидском зал. они вели в
Южный Аравию, в Индию. Благодаря завоев. Александра Македонского далеко распростр.
влияние греч. и затем эллинистич. торговли. Наиболее мощными эллинистич. торг. центрами
были Родос (3 — 2 вв. до н.э.), Делос, прежде всего для торговли рабами (2 — 1 вв. до н.э.),
Александрия и Антиохия на Оронте (с 3 в. до н.э.), а также Селевкия на Тигре (3 — 1 вв. до
н.э.). Обширная рим. торговля возникла лишь с 3 в. до н.э. после 1-й Пунической войны. В
218 до н.э. закон Клавдия затруднил для сенаторов крупную и дальнюю Т., запретив им
приобретение больших судов. Вместе с тем закон способств. развитию несенаторск.
сословия купечества (всадников). Карфаген и Коринф, стоявшие на пути рим. торг.
интересов, были разрушены в 146 до н.э., что подорвало греч. и пунийскую Т. Наиболее
значит. италийской гаванью с 1 в. до н.э. стали Путеолы (в Неаполитанском зал.), позднее
Остия (в устье Тибра). В Рим. империи Т. достигла невидан. ранее размаха. Она простир.
временами от Англии до Индии и Китая, от Северный и Ср. Европы до Северный Африки. С 3 в. н.э. Т.
Западный Рим. империи пошла на убыль, однако она сохран. частично свое прежнее знач. в Восточный
Рим. империи. Важнейшими торг. городами были прежде всего Александрия, Антиохия и
Константинополь, на З. — Карфаген и Массалия.