Торговля

В Средиземноморье развив. уже с нач. 3 тыс. до н.э. в рамках др.- восточный класс. общества как обмен различ. продуктами (например, сырье для метллообрабат. ремесел, предметы роскоши для царских резиденций и аристократии). Применение нечекан. слитков из меди и благород. металлов благоприятст. этой меновой Т. Египет, Финикия, Крит, Кипр, Микенская Греция во 2 тыс. до н.э. были значит. торг. центрами. Сухопутная Т. была предпочтит. из-за необеспеч. мор. судоходства до исхода классич. древности. Мор. Т. осуществл. б.ч. вдоль побережья, а также между островами Эгейского м. На пороге 2-го и 1-го тыс. финикийцы стали крупнейшими купцами в Средиземноморье. Их торг. поселения распростр. далеко на З. до исп. и мароккан. побережья Атлантики (Тартесс в Испании). С возникнов. антич. рабовлад. общества и увелич. в связи с этим товарного производства антич. Т. стала развив. быстрыми темпами. С 8 в. в р-не Эгейского м. развив. греч. Т., которая в ходе греч. колонизации вытесняет финикийскую Т. в Сицилии, Южный Италии и на галльском побережье Средиземного м. Введ. впервые в Лидии в 700 до н.э. чеканка монет стимулир. товарное производство и основ. на нем товарно-денежные отношения. Колонизация далеко раздвинула географ. рамки антич. Т. Однако господств. положение на З. сохран. карфагеняне, этруски — в Северный и Ср. Италии. Греч. торг. центрами были Коринф (особенно в 8 — 7 вв. до н.э.), Милет (7 — 6 вв. до н.э.), Афины (6 — 4 вв. до н.э.); статьями Т. были зерно, рабы (импорт), глиняные сосуды, металлич. товары, текстиль и масло (экспорт). Важнейшим торг. путем на суше стала дорога от Массалии по рр. Рона и Саона вглубь Галлии и дальше в Британию или Германию. Торг. путь шел из рим. пров. Норик, Реции и Паннонии в Богемию, оттуда на С. и С.-В. («янтарный путь»). Также и в позднейшие времена использов. древ. дорога перс. царей от Сард в М. Азии в Сузы и Др. Элам. Из М. Азии и Сирии тянулся торг. путь на В. через Ферганскую долину и Семиречье в Китай («шелковый путь»). Из Палестины исходили торг. пути через Геджас на «побережье благовоний» (побережье Сомали) и в Южный Аравию (Йемен). Из га-ваней в Персидском зал. они вели в Южный Аравию, в Индию. Благодаря завоев. Александра Македонского далеко распростр. влияние греч. и затем эллинистич. торговли. Наиболее мощными эллинистич. торг. центрами были Родос (3 — 2 вв. до н.э.), Делос, прежде всего для торговли рабами (2 — 1 вв. до н.э.), Александрия и Антиохия на Оронте (с 3 в. до н.э.), а также Селевкия на Тигре (3 — 1 вв. до н.э.). Обширная рим. торговля возникла лишь с 3 в. до н.э. после 1-й Пунической войны. В 218 до н.э. закон Клавдия затруднил для сенаторов крупную и дальнюю Т., запретив им приобретение больших судов. Вместе с тем закон способств. развитию несенаторск. сословия купечества (всадников). Карфаген и Коринф, стоявшие на пути рим. торг. интересов, были разрушены в 146 до н.э., что подорвало греч. и пунийскую Т. Наиболее значит. италийской гаванью с 1 в. до н.э. стали Путеолы (в Неаполитанском зал.), позднее Остия (в устье Тибра). В Рим. империи Т. достигла невидан. ранее размаха. Она простир. временами от Англии до Индии и Китая, от Северный и Ср. Европы до Северный Африки. С 3 в. н.э. Т. Западный Рим. империи пошла на убыль, однако она сохран. частично свое прежнее знач. в Восточный Рим. империи. Важнейшими торг. городами были прежде всего Александрия, Антиохия и Константинополь, на З. — Карфаген и Массалия.

Нравится
Просмотров: 381