Судостроение

Сложное ремесл. производство. Имело большое знач. для распростр. антич. культуры. Греч. корабелы опирались на опыт финикийцев. Известное влияние на развитие С. оказали удлин. егип. лодки, которые вверх по Нилу шли на парусах, а спуск. на веслах. Благодаря на-дежн. управл. гребное судно имело ряд преимуществ перед неуклюжим парусником, вооруж. прямым парусом. Около 704 до н.э. появился корабль с двумя рядами весел (диера). Благодаря этому при неизм. длине судна вдвое увелич. количество гребцов; их разместили на двух палубах — внутр. нижней и верхней открытой. Позднее возник новый вид судна — триера, где гребцы располаг. на трех палубах (их устройство до сих пор вызывает споры). Подвижная и быстрая триера с мощным тараном стала для греков классич. воен. (а также пиратским) кораблем. Она легко настигала судно противника, атаковала его с любой позиции и благодаря тарану могла вывести его из строя. На триере гребцов использ. только в бою, а во время спокойного плавания триера шла под прямым парусом, крепивш. на откидной мачте, которая могла вставл. в мачтовую ячейку. Кроме триер, греч. судостроители создали мн. др. парусников и судов различ. конструкций. Парусники привод. в движение двумя или тремя прямыми парусами, крепивш. на реях. Возможно, имелся также топсель (верхний парус), мачтой которому служил большой рей. В дальнейшем появ. своего рода фокмачта, роль которой выполнял бушприт, поставл. вертикально с укрепл. на нем дополнит. прямым парусом. Настоящие двухмачт. суда употребл. редко. Рыбаки у побережья, на море и реках пользов. открытыми лодками различ. устройства. На мореходных транспортных и рыбачьих килевых лодках от киля были натянуты шпангоуты, снабж. планками и прошитыми дерев. гвоздями, что позволяло закруглять нос и корму либо делать их отвесными. Кормовые надстройки могли быть довольно высокими. Фальшборт образов. поручни, через которые перекид. длинный трап. Недалеко от кормы в эти поручни был вмонтирован боковой руль — весло с широкой лопастью, укрепл. зажимами и вращавш. с помощью спец. рукоятки. Скамьи гребцов были снабжены подушками для сидения и упорами для ног. Однако настил под ногами отсутств. В центре судна нередко помещ. каюта. Характеристикой корабля считалось количество весел; в «пятидесятивесельнике» с каждого борта сидело по 25 гребцов. Исходя из этого, было определено, что макс. технич. выгодная длина для открытых лодоч. конструкций равн. 45 м. Около 400 до н.э. в Сиракузах С. перешло от стр- ва высоких воен. кораблей, приводимых в движ. командой гребцов, сидевших один над другими, на строительство широких судов, где на одной скамье каждым веслом управл. неск. человек. Благодаря этому греч. воен. суда стали быстроходнее и мощнее при таране, чем карфагенские. Флот состоял преимущественно из тетрер, пентеры были редки, поскольку их размеры создав. трудности при размещ. гребцов. Имевш. корабли-монстры с 10 — 15 гребцами на каждой скамье не обладали большой боевой силой, поскольку команда гребцов из 800 — 900 чел. при каждой передышке была вынужд. покидать судно. Основную продукцию С. составл. груз. и пассажир. парусники. Наиболее хорошо известен из антич. описаний 54-метровый груз. корабль «Исида» шир. 13,5 м (шир. к дл. 1:4) и необычно высокий — 13 м, водоизмещ. 2800 брутто-рег. т. Водоизмещ. более 3000 брутто-рег. т обладал постр. Гиероном II корабль «Сиракузия» (позднее переимен. в «Александрию») с 30 четырехмест. каютами и тремя салонами. Корабль курсировал только между Сиракузами и Александрией, т.к. его не мог принять ни один др. порт. Но как правило, нормал. груз. суда (прежде всего быстроходные парусники) были гораздо меньше. Еще во времена Цицерона строили корабли грузоподъемн. всего лишь 13 — 18 т. Даже более вместит. парусники обладали грузоподъемн. 30 — 150 т. и соответственно размерам судов, которые использов. Колумбом уже в 1492. В антич. времена строились и более крупные корабли, т.к. для перевозки обелисков из Египта в Рим необходимы были транспортные средства грузоподъемн. не менее 1335 т. Однако антич. судостроители не выработали единых типов парусных судов. С 5 в. до н.э. судостроители строили корабли спец. назнач. Об этом свидетельствует такое, например, специфич. обознач. для быстроход. судна, как «пиратский корабль», а также графич. изображ. кораблей, сделанных по заказу черноморских рыбаков, именовавш. «ловцы тунцов». Ипотеки (система закладов и кредитов) в судостроении существ. уже в 5 в. до н.э. в Афинах, которые до конца Пелопоннесской войны обладали крупнейшей греч. верфью, а также воен. и торг. портом. Затем центр С. перемест. в Сиракузы, а через 100 лет главенств. положение заняла Александрия. Свой вклад в дальнейшее развитие С. римляне внесли изобрет. клинкерных судов. Они сконструир. абордажный мостик для борьбы с карфагенскими кораблями во время 1-й Пунической войны, но это изобрет. устарело, т.к. корабли начали оснащать метател. орудиями. В дальнейшем, во времена Рим. империи, большие корабли были оснащены «патерностерами» (помпами, действующими по принципу непрерывно двигающ. лифта) и поршн. насосами для откач. воды. В документах 1 в. н.э. упомин. о количестве пассажиров на кораблях. Так, вместе с апостолом Павлом в Рим ехали 276 пассажиров, с Иосифом Флавием — 600. Рим. судостроители создали многочисл. суда для плавания во внутр. водах. Скорость антич. кораблей была не более 2 — 4 мор. миль в час. Поскольку зимой навигация прекращ., крупные корабли, не говоря уже о маленьких лодках, извлек. на берег. Боевые суда содерж. в доках.

Нравится
Просмотров: 529