Спорт

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Спорт
Судя по археологич. находкам, С. был известен мн. народам древ. мира (например, прыжки через быка, кулачные бои и борьба на Крите; игры в мяч, худож. гимнастика и борьба у египтян; кулачные бои, борьба, бег и конные состяз. у этрусков; борьба у шумеров; конный спорт у хеттов). Спортив. жизнь в них застыла на начал. этапах. Греки развили С. в самостоят. систему и активно включ. его в обществ. жизнь. В С. находили отраж. история и культура общества. В доклассовый период С. активно заним. представители высших слоев. Чтобы удерж. свое ведущее положение, они должны были облад. физич. совершенством, которое достиг. спортив. упражн. и подтвержд. в ходе состязаний. Отдельные город-государство приняли этот обязат. идеал прежней знати, модифицир. его в соответственно со своей обществ. структурой и сделали его необход. частью системы воспитания. В Спарте правящее меньшинство в силу особых обществ. отношений было вынужд. с детства требовать от молодежи воен. навыков и высоч. физич. выносливости. Поэтому спортив. упражн. были составл. так, чтобы воспитать в юношах силу, твердость и выдержку,а в девушках — здоровье и физич. качества для того, чтобы иметь крепкое потомство. Мн. упражн. были одинак. для юношей и девушек. В Афинах простые граждане оспаривали привилегию знати на получ. физич. воспитания, но здесь спорт (в отличие от Спарты), использов. не только для выработки воен. сноровки; он способств. формированию гармонич. телосложения, воспитанию силы, ловкости и красоты. Тем самым С. служил цели созд. человека, обладавш. физич. и душев. совершенством (калокагатия). С развит. С. тесно связана история с др. времен существов. соревнований и игр (панэллинские игры). Своим происхожд. они были обязаны культовым обрядам и наход. в зависим. от процессов политич. и соц. развития. В первую очередь это относится к Олимпийским играм, превосходившим по своему знач. все другие. В 8 — 5 вв. до н.э. участн. состяз. были главным образом представит. имущих слоев населения. Возрастающие требов. к спортив. результатам предполаг. наличие большого количества тренировоч. времени, что было возможно лишь при условии соответственно экономич. самостоятельности. Затем благодаря тому, что город-государство получ. возможн. все более щедро обеспеч. своих победонос. граждан материал. благами, возник профессион. атлетизм (с 4 в. до н.э.), который предполагал спец. систему тренировок и питания. Это, с одной стороны, позволило достичь значит. увелич. спортив. побед, а с другой — привело к тому, что круг серьезных претендентов на высокие результаты все более стал сужаться, огранич. весьма незначит. (особенно в тяжелоатлетич. дисциплинах) числом специалистов. Объед. атлетов, история которых прослеж. со времен Адриа-на, действовали в том же направ. С развитием профессион. атлетизма связано также разлож. института состязаний; учащались случаи коррупции, обмана. Вместе с тем С. как составная часть системы греч. воспитания сохран. Молодые греки упражн. в гимнасиях, палестрах и на ристалищах и имели, таким образом, достаточно возможн. мериться силами в различ. небольших спортив. состязаниях. С ростом мед. знаний все большее знач. приобрет. также общефизич. и гигиенич. гимнастика. Роль греч. С. в повседневной жизни и в празднич. торжествах нашла отраж. в изобразит. искусстве, где постоян. сюжетами явл. телесные упражн. обнаж. спортсменов (Мирон, Поликлет), а блеск и величие крупных состязаний оказали влияние на поэзию (Симонид, Пиндар, Вакхилид). Наряду с дисципл. олимпийской программы в античности были развиты мн. др. виды С., например, бег с факелами, гребные состязания, стрельба из лука или так называемый «бибасис» — упражн. спартанских девушек в прыжках, выполняя которые спортсменка должна была во время прыжка неск. раз ударить себя ступнями по ягодицам. Результат оценив. по количеству этих ударов. Существ. также виды спорта, которыми заним. ради развлеч. или повыш. жизн. тонуса, например, метание тяжестей и мешков с песком, поднятие тяжестей, плавание и прыжки в воду, танцы, игры с мячом и обручами всех видов, упражн. на канате, прыжки с шестом и с трамплина. Поскольку имеются весьма отрывоч. сведения о быте того времени, трудно судить, где конч. нар. искусство и нач. С. и где конч. С. и нач. элементы актерской игры. Система физич. воспитания у римлян полностью соответственно их практич. трезвому взгляду на вещи и была еще более однозначно ориентир. на развитие воен. навыков, чем у спартанцев. Юные римляне учились плавать в Тибре, на Марсовом поле они упражн. в беге и прыжках, в борьбе и кулачном бое, в метании копья, фехтовании и верховой езде; популярная игра в мяч служила, видимо, для общего развития. В целях воен. подготовки провод. и длител. марши с поклажей, а также упражн. в прыжках и отжиманиях на тренировоч. дерев. коне с утяжелением или оружием. Все эти упражн. были просты и носили ярко выраж. прикладной характер. Науч. разработке (как у греков) они не подвергались. Издревле провод. состязания, где наряду со скачками, травлей зверей и боями гладиаторов устраив. также соревн. в беге, борьба и кулач. поединки. В этих играх римляне участв. в качестве зрителей, а не спортсменов; сраж. и умирать должны были либо рабы, либо спец. нанятые профессион. атлеты со стороны (из Этрурии, Лация, Кампании и Африки). По мере эллинизации Рима (с 3 в. до н.э.) рим. политики переняли обычай устраив. спортив. представл., с помощью которых они надеялись завоев. симпатии народа. Поскольку римляне были хозяевами в стране, греки не могли запретить им участв. в своих играх (Плавт был первым римлянином, победившим на Истмийских играх в 3 в. до н.э.; первый рим. победитель Олимпийский игр — будущий имп. Тиберий, обладатель лучшей квадриги, 4 до н.э.). В 186 до н.э. М. Фульвий Нобилиор впервые разрешил греч. атлетам выступ. в Риме. Сулла приказал перенести Олимпийские игры 80 до н.э. в Рим. По образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан — Капитолийские игры. Нерон в Олимпии активно участв. в состязании возничих. В первые столетия Империи др. игры пережили расцвет и подъем. Правовой статус профессион. атлетов был гарантир. благодаря образованию атлетич. обществ. Однако римляне близко познаком. с греч. С. лишь тогда, когда в нем воцарилась профессион. атлетика со всеми ее негатив. качествами. Поэтому интерес к большому С. у римлян был скорее интересом зрителей. Напротив, греч. общефизич. и лечеб. гимнастика стала очень популярна среди рим. молодежи, хотя проникнов. греч. физич. культуры вызывало у многих недовольство и даже резкое противоборство.

Нравится
Просмотров: 461