Софисты

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Софисты
Первонач. в Др. Греции С. назыв. мудрого, искусного в какой-либо делах человека. После греко-перс. войн, в период расцвета афинской демократии, С. стали назыв. себя появивш. в Афинах платные преподават. философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и др. наук и искусств, а в особен. ораторск. ис-ва риторики. С. в большинстве были греки-чужестранцы (неафиняне), приезж. в Афины ради доходов, которые приносила преподават. деятельность, а иногда и по др. (в частн., дипломатич.) делам. Просветит. деятельность С. внесла в умств. жизнь Греции мн. нового: критику политич. этич. и религ. устоев др.-греч. общества и государство; критику сложивш. к этому времени философских учений, что было связано с внесен. софистами принципами релятивизма (Протагор) и скептицизма (Горгий); выделение в философии на первое место вопросов этики, политики и теории познания; идеи субъек-тивизма и индивидуализма. Среди С. были сторонники рабовлад. демократии (Протагор и др.) и ее противники (Критий, Калликл). Были и противники рабства (Алкидам). Протагор в своем релятивизме и субъективизме («человек есть мера всех вещей») пытался опереться на учение Гераклита о непрерыв. движении и измен. всех вещей и признавал существ. «текучей материи». Горгий, используя аргументацию враждеб. Гераклиту элейской школы, вообще отрицал возможность знания. К элеатам был, по- видимому, близок Антифонт. Гиппий и Антифонт известны своими исследов. в обл. математики, Протагор и Продик — в обл. грамматики. Софистика, начавш. с просветит. деятельности старшего поколения С., довольно быстро, особенно у мн. ее менее значит. представителей (Евтидем), выродилась в искусство защищ. и опроверг. в речах и споре любые положения. С. стали назыв. человека, «торгующ. мнимой мудростью». В 4 в. до н.э. приемы софистики нашли широкое примен. в рассужд. представит. мегарской и кинич. школ. Во 2 — 5 вв. н.э. С. назыв. себя ораторы, получ. спец. подготовку в греч. риторич. школах, поклонники древ. греч. культуры, создавшие лит. жанр публич. речей, произносимых главным образом в целях показа искусства речи. Различ. «вторую софистику» 2 в., связанную с общественно- литер. теч., получившим назв. «греч. возрождения» (предшественники второй софистики — Дион Хрисостом, Элий Аристид и др.), и «позднюю софистику» 4 — 5 вв. (Фемистий, Либаний и др.).

Нравится
Просмотров: 490