Сказка

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Сказка
С эпохи античности до нас дошли различ. виды как нар. («Жили- были...»), так и лит. С.: по худож. уровню наиболее интересной представл. история Амура и Психеи, в которой также развив. сюжет о бедной сироте, спасенной полюбивш. ее животными. Целый ряд архаич. сказоч. сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказоч. мотивы содерж. также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отлич. С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на перед-ний план выдвиг. басня (содерж. в сказоч. форме какой-либо поуч.) и оставались в тени обыч. сказоч. мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отраж. соц.-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прослав. «добрых людей». Для антич. С. также не характерны связь ее осн. образов с представит. определ. обществ. слоев, которая могла бы представл. интерес с точки зрения социологич. анализа. В антич. эпоху, очевидно, окончат. сформировались специфич. худож. формы С. как одного из осн. жанров устн. нар. творчества. В сказоч. фольклоре различ. народов встреч. значит. количество сказоч. образцов и мотивов, восходящих к антич. периоду. Среди них С. о желаниях — хотениях (выполн. З желаний Тесея) и волшеб. С. Широкое использов. во мн. худож. произв. известных сказоч. мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молоч. реками и кисельн. берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставл. крова и пищи незнак. людям, оказавш. богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необход. анализа процесса заимств. сюжетов. В эпоху античности рассказчик С., повествуя о фантастич. мире, использовал худож. приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.

Нравится
Просмотров: 358