Синагога

В иудаизме молитв. дом и дом собраний. С. в качестве замены храма Соломона, разруш. в 586 до н.э., стали возникать уже в общинах вавилонских изгнанников, затем в Палестине и в эллинистич.-иуд. диаспоре (о чем свидетельствует надписи начиная с 3 в. до н.э.). С. служили для молитвы, чтения рукописей, для учеб. целей и др. нужд общины. В то же время принесение жертв оставалось исключ. прерогативой храма. Изуч. археологами С. (3 — 7 вв. н.э.) имеют два этажа (верхний предназнач. для женщин) и в плане напомин. базилики. В центре помещ. шкаф святости со свитками Торы (Пятикнижие), символизир. вездесущность Бога. Первонач. (3 — 4 вв.) входной фасад был ориентир. на Иерусалим (С. в Капернауме), затем (4 — 7 вв.) так была ориентир. апсида со шкафом святости. Капители, фризы и др. части здания были богато украш. рельефами (языч. и иуд. символы). На мозаич. полах изображ. сцены из Ветхого завета. Единств. в своем роде явл. настенные росписи С. в Дура-Европос (244/245 — 256 н.э.). Как персониф. символ Ветхого завета, С. в образе женщины, побежд. церковью Нового завета, появл. в искусстве лишь с 9 в. (резьба по слоновой кости, портальная скульптура 12 в.).

Нравится
Просмотров: 341