Сильван

В рим. миф. первонач. бог лесов и дикой природы; отожд. с Паном. С. не имел офиц. культа и был мало известен в период Рим. республики. В период империи самый популяр. бог плебеев и рабов. Он стал покровит. и даже инициатором культурн. земледелия, хранит. дома, усадьбы, имения и его границ, где ему посвящ. роща, защитником зем. владений от покуш. захватчиков, божеством растительн., животных, гор, скал, металлов и вместе с тем могучим верхов. богом — «спасителем, борцом, непобедимым, пантеем», а также человеком (по одной версии, сыном раба и козы, по другой — сыном тускуланки Валерии от кровосмесит. связи с отцом), подобно Гераклу заслуживш. апофеоз за труд на благо людей. Чрезвыч. многочисл. были культовые коллегии С., имевшие своих жрецов, справл. в его честь весенние праздники растительности, воздвиг. ему святилища, не только за свой счет, но и своим трудом, принос. ему в дар лесные и садовые участки, фонтаны, сосуды, колонны, статуи богов, изображ. в крестьян. одежде, с серпом, плодами, деревом, собакой, козой, змеей — хранительницей дома. В надписях часто упомин. посланные С., сны, видения. Его благодар. за исцеление, удачу, освобожд. от рабства, от него ждали награды в загроб. жизни за честную трудовую жизнь, символиз. уровнем и угломером, также иногда фигурир. в дарах С. Противостоя богам офиц. пантеона, он как бы воплощал протест народа и рабов против морали и культуры высших классов. Последние же причисл. С. к «черни земных богов», трактов. его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю и «отброс всех элементов». Культ С. был широко распростр. в западный провинциях, где с ним отожд. боги сходн. характера. В митраизме С. считался душой убитого Митрой быка, поднявш. на небо и ставш. богом стад.

Нравится
Просмотров: 436