Сет, сетх, сутех

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Сет, сетх, сутех
В егип. миф. бог «чужих стран» (Пустыни), олицетв. злого начала, убийца Осириса; один из четырех детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Нефтида — она же жена С.). Свящ. животными С. были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др.; гл. был осел. С. в пластике и рисунках изображ. человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Местами первонач. распростр. его культа считаются на Ю. Египта г. Омбос (там его впослед. вытеснил Хнум), на севере — около Гераклеополя — Дельта. В период Др. царства С. наряду с Гором счит. богом-по-кровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имен С. и Гора означает «царь»). При гиксосах С. был отожд. с их богом Ваалом, местом его культа как гл. бога стал г. Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встреч. еще достаточно часто; эти имена носили фараоны ХIХ династии: Сети, Сетнахт; С. давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами С. упомин. наряду с хеттскими богами. В период Др. царства С. приписыв. спасение Ра от змея Апопа (С. пронзил Апопа гарпуном). Вместе с тем С. воплощал и злое начало — как божество пустыни, бог чужеземцев. К именам свящ. животных, связанных с С., прибавл. такие эпитеты, как «буря», «ураган», «мятежник», «восстание». Начиная с 8 в. до н.э. эта сущность С. стала единств. Иногда С. даже назыв. Апопом. Особое место в мистериях занимает борьба С. и Гора (Гор лишает С. муж. начала, С. вырывает у Гора глаз). В ходе борьбы Исида помогает сыну. Вне Египта С. почитался у ливийцев под именем Аш, на Синайском полуострове как Немти (Анти), хурриты отожд. его с Тешубом, греки — с Тифоном и считали сыном Геи и Тартара.

Нравится
Просмотров: 429