Серапис, сарапис

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Серапис, сарапис
Один из богов эллинистич. мира. Культ С. как бога столицы Египта Александрии был введен основат. династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером (правил в 305 — 283 до н.э.) при содействии егип. жреца Манефона и афинянина жреч. рода Тимофея. Новое божество было создано для сближ. егип. и греч. населения Египта на религ. почве, однако почитание его распростр. преимущ. в греко-рим., а не егип. среде. В образе и имени С. были соед. популярные егип. боги Осирис и Апис (первонач. произнос. Осарапис). Подобно Апису и Осирису, он явл. богом плодородия, был связан с загроб. культом, считался богом мертвых (и поэтому отожд. древ. греками в Аидом). С. был объявлен повелит. стихий и явлений природы, ему были приданы функции водн. божества, владыки наводнений (в этом качестве он сближ. с Посейдоном, изображ. С. помещали на носах кораблей) и бога солнца (что повлекло его отожд. с Аполлоном). Отожд. С. и с Зевсом. С. почит. как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель больных (в этой функции он близок Имхотепу — в др.-греч. произнош. Имутесу, верхов. сановнику фараона Джосера и строителю его пирамиды (28 в. до н.э.), обожествл. как мудрец и врачеватель и отожд. греками с Асклепием). Иконография С. чужда егип. традиции и напомин. образы Плутона и Зевса. Его изображ. человеком ср. лет в греч. одеянии, с пышной прической и бородой, на голове — корзина, наполн. плодами.

Нравится
Просмотров: 672