Арабская культура

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Арабская культура
Первонач. сложилась в Западный, Цент. и Северный Аравии. Ей предшествовала древ. культура Южный Аравии, население которой говорило на сабейском яз. и создало свою письменность; эта культура, как и культура арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака, оказала значит. влияние на А. к. в период ее возникновения. Не позднее 4 в. северный арабы создали свое буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи.
В 7 в. в Аравии образовалось араб. теократич. государство, которое в результате араб. завоев. превратилось в обширную феод. империю — Халифат. Средством культурного и политич. общения в Халифате стал араб. яз.
Основываясь на крупных достижениях др.-греч., эллинистич.-рим., арамейской, иранской, инд., а затем и кит. культур, арабы и др. народы, вошедшие в состав Халифата, создали высокоразвитую культуру, оказавшую впоследствии значит. влияние на др. страны (в частн., Западный Европу) и
явивш. крупным вкладом в мировую культуру. Расцвет А. к. приходится на 8 — 11 вв. Потребности развивавш. производства в феод. Халифате вызвали развитие точных и естеств. наук. Переведенные на араб. яз. произв. др.-греч. и эллинистич. ученых, в т.ч. Эвклида и Птолемея, наряду с трудами инд. математиков легли в основу араб. геометрии и астрономии, которые были связаны с землемерным делом и мореплаванием, а также с организацией системы искусств. орошения. Важное значение для развития астрономии имели наблюдения не только ученых в обсерваториях, но астрологов. В 827 была измерена дуга меридиана и определены размеры земного шара. Успехам
математики способств. воспринятая из Индии десятичная система счисления и соответственно цифр (включая нуль); арабам принадлежат введение тригонометрич. функций (аль-Баттани, 858 — 929), разработка ряда приемов решения алгебраич. уравнений 1-й и 2-й степени (особое значение имеют исследования аль-Хорезми (9 в.), уроженца Хивы). Осн. занятиями араб. ученых, к- рые, как правило, были энциклопедич. образованными людьми, служили теоретич. медицина и врачебная практика. В медицину, в основу которой легли труды греко-рим. врача и естествоиспытателя Галена, а
также одного из основоположников антич. медицины врача Др. Греции Гиппократа, арабы внесли значит. вклад. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения геометрич. оптики; наибольшее значение имеет труд араб. ученого Хайсама (965 — 1035). Свод мед. знаний дал в своих трудах ар- Рази (864 — 925). Запросы медицины и связанной с ней фармакологии способствовали развитию химии. Арабы заимствовали изобрет. в Китае компас, бумагу и порох и передали их европейцам. Высокого развития точные и естеств. науки получили в трудах выдающ. ученых Ср. Азии Ибн Сины (Авиценны, 980 — 1037) и аль-Бируни (973 — 1048), писавших на араб. яз. Развитие описат. географии в Халифате обусловливалось интересами административный- податного управления и торговли. Развивалась и математич. география (тесно связанная с астрономией), основанная на трудах Птолемея. Наибольшую известность приобрели соч. перса Ибн Хордадбеха (около 820 —
около 912), арабов аль-Масуди (ум. 956) и аль-Мукаддаси (946/947 — около 1000).
Идеологич. основой не только теологич. «наук», но в истории и философии явл. ислам, как господств. идеология в Халифате. Араб. (арабоязыч.) историография развилась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммеда. Эти предания служили источ. при разработке житийной (биографич.) литературы, или сиры. Наиболее
раннее из дошедших до нас произв. сиры — «Житие посланника аллаха» («Сират расуль аллах») Ибн Исхака (2-я пол. 8 в.), в обработке араб. филолога Ибн Хишама (9 в.), — наряду с фактами, содержит легенды и мифы. Из сиры выделилась литература мага- зи — воен. походов Мухаммеда. Собирались также биографич. и генеалогич. материалы о сподвижниках и соплеменниках Мухаммеда; наиболее известны — «Табакат» («Разряды») Ибн Сада и «Родословия знатных» («Ансаб аль-ашраф») аль-Белазури.
Араб. историки не ставили вопроса о причинности явлений, объясняя все волей аллаха. Только немногие из них интересовались экономич. и соц. явлениями (например, аль- Белазури). Историки Халифата собирали множество устных и письмен. материалов, не смущаясь заключавш. в них неувязками и противоречиями. Так был составлен ряд хроник- компиляций. Из них наиболее обстоятельная — «История пророков и царей» («Тарих ар- расул ва ль-мулук») ат-Табари (по происхожд. перс; 838/839 — 923) стала образцом для последующих «всеобщих историй» араб. авторов, включавших мифы о библ. пророках, сведения об иран. царях, житие Мухаммеда и историю Халифата. После распадения в 9 — 10 вв. Багдадского халифата стали составляться местные хроники об отд. династиях, государях и правителях. Истории отд. городов явл., как правило, изложением био-графий ученых и писателей, живших в этих городах.
Араб. философия зародилась в сфере мусульм. богослов-ских споров о божеств. атрибутах, о самом существе бога, о предопределении и т.п. Представители правовер. ислама (мутакаллимы) в 7 — 8 вв. были сторонниками мусульм. традиции, основывавш. на Коране и Сунне. Богословы — рационалисты и умеренные свободомыслящие (мутазилиты) — использовали некоторые положения др.-греч. и эллинистич. философии в борьбе с консерватив. противниками. В этой борьбе в нач. 9 в. возник калам — богословско-филос. система, непримиримо враждеб. светской философии, основывавш. на неоплатонизме, учениях Платона и Аристотеля. Араб. сторонники аристотелизма явл. представителями прогрессив. линии в араб. философии (выходец из Ср. Азии аль-Фараби (870 — 950) и «философ арабов» аль-Кинди (800 — 879). Они придавали особое значение естествознанию и, хотя не были свободными от религ. догматизма, признавали возможность раздельного существования философии и религии.
В литературе преобладали традиции доислам. поэзии, которая была собрана и записана араб. филологами в 9 — 10 вв. Наиболее известные сборники — «аль-Хамаса» (9 в.) и «Китаб аль-агани» (10 в.). Придворная поэзия Омейядов и первых Аббасидов отличалась светским характером. В ней встречались даже выпады против мусульм. культа и ислам. морали. Абу Нувас, по происхожд. перс (около 762 — около 814), создал гедонистич. и вольнодумную лирику, высмеивающую мусульм. обрядность. Абу-ль-Атахия в своих стихах обличал безнравственность феодалов, их борьбу за власть и доходы. Высокого уровня достигла араб. поэзия в произв. араб. поэта аль-Мутанабби (10 в.).
Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшая новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др.) и усовершенств. типы дворцов и жилых зданий; строения часто украшались богатой орнаментацией; замечательны изделия декоративно- прикладн. искусства. В то же время изображ. живых существ встречало враждеб. отношение со стороны правовер. ислама, что послужило препятствием для развития живописи и
скульптуры; худож. миниа-тюра появилась только в конце ср. веков, под ирано-инд. влиянием. К выдающ. памятникам Халифата
относятся мечеть аль-Акса (692) и культовое купольное здание Куббат ас-Сахра (686) в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с
декоратив. мозаиками (8 в.), мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепл. воен. лагери Каср-аль-Хейр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развились зодчество и декоративно-приклад. искусство. В Магрибе и на Пиренейском полуострове сложилось так называемый мавританское искусство, давшее замечат. па-мятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе (7 — 9 вв.) и в Кордове (8 — 10 вв.). О развитии муз. культуры свидетельствует трактаты аль-Кинди, араб. энциклопедистов («Братья чистоты»), Сафи-ад- дина, муз.-теоретич. труды аль-Фараби и Ибн Сины.

Нравится
Просмотров: 1099