Раб

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Раб
Человек, которым собственник мог распоряжаться как вещью, мог даже его убить. Р. можно было кастрировать, отдать внаем в публич. дом, заставить выступать в кач- ве гладиаторов, бросить на растерз. диким зверям. К кон. античности произвол постепенно смягчался, но полностью так и не прекратился. Наряду с людьми, юридич. принадлежащ. к классу Р., были еще и люди промежуточ. статусов, отличие которых от Р. четко не установлено. Нередким явлением было то, что Р. сам мог явл. владельцем др. Р. Р. были осн. рабочей силой, товаром, предметом потребления и объектом торговли в рабовлад. обществе. В антич. мире на плечи Р. стремились перенести самую тяжелую и грязную работу. Р. были лишены собств. имени и назывались либо по месту своего происхожд. (например, Фракиец), либо по имени хозяина (например, — парень Марка). Тем не менее Р. не явл. безвол. орудиями труда, т.к. в с. хозяйстве, работе по дому и в производстве они должны были владеть извест. навыками и самостоят. принимать решения. Лишь в исключит. случаях Р. становились чисто механич. исполнит. Порабощение же всегда оставалось актом голого насилия — будь то на войне, в результате похищения людей или же рабства за долги. Последнее вызвало соц. протест сограждан — уже в 594 по сисахфии Солона была проведена отмена долгов, впервые ограничено рабство. В 6 в. до н.э. наблюдается повсемест. расцвет греч. полисов и колоний. Простые граждане становились предпринимат., возникало множество новых рабочих мест, к- рые следовало заполнять рабами. Это требовало постоян. и все усиливающ. притока Р. из др. стран. Особенно это было наглядно там, где начали действовать мануфактуры (20 — 50 Р.), отдел. крупные предприятия (100 — 150 Р.), а также рудники со вспомогат. предприятиями по переработке руды, на которых трудились по 300 — 600, а то и по 1000 Р. В период расцвета в Афинах (около 430 до н.э.) впервые возникли представл. о так называемый благоск. отношении к Р. Речь шла о многочисл. Р.-ремесленниках, зависимость которых от хо-зяина сводилась к обязанности выплач. ему некую твердо установл. ренту. Однако это не распростр. на Р., занятых в с. хозяйстве и на руднич. работах. В 413 до н.э. во время Пелопоннесской войны произошел массовый побег 20 тыс. афинских Р. к спартанцам, что явилось свидетельствует кризиса рабовлад. государство В том же году 7 тыс. свобод. афинских граждан попали в плен к сиракузянам, где им пришлось в качестве Р. трудиться в каменоломнях до самой смерти. Существование полиса и каждого его политич. актив. гражданина было возможно лишь благодаря труду Р., освобожд. граждан от работы. Количество Р., незначит. к 404 до н.э., стало стремит. увеличиваться, и лишь битва при Херонее в 338 до н.э., означавшая конец греч. свободы, вызвала новое резкое сокращение использования рабского труда в Греции. Хоз. и производств. центры переместились на завоев. Александром Македонским и его преемниками терр. Великая Греция переживала значит. подъем. С этими изменениями связана и переоценка представл. о Р. Еще Еврипид и Алкидамант в нач. 5 в. до н.э. отрицат. отвечали на вопрос о том, оправдано ли в принципе обращение человека в рабство. Они отстаивали право всех людей на свободу. В то же время теоретики государство осознавали зависимость его структуры от труда Р. и на вопрос о необходимости рабства отвечали менее прямолинейно. Платон признавал, что несчастья Р. вызваны не естеств. причинами, а исключит. человеч. произволом. Однако он отрицал вину общества перед Р., возлагая всю ответств. на личную судьбу человека (эту вину можно искупить освобожд. от рабства). Платон выступал против порабощения одних греков другими. Напротив, Аристотель полагал, что существуют люди, самой природой предназнач. быть Р. и больше ни на что не годные. Этих взглядов придерживалось и большинство последующих мыслителей. Стоики считали, что от Р. можно неогранич. требовать работы — как правило, физич., а в некоторых случаях и умств. Перемещение политич. и экономич. центров антич. мира из Афин на В. и З. в З в. до н.э. вызвало на З. увеличение числа Р. (р-ны карфагенского, этрусского, сицилийского влияния). На В., в Египте и Передней Азии, где издавна существовали многочисл. формы зависимости, они были лишь слегка модифицир.; в осн. сохранились традиц. формы принудит. труда в с. хозяйстве. Торговля рабами с Западом осуществлялась через греч. рынки (Делос, Родос). Во времена Рим. республики, ставшей наследницей этих терр., рабство получило дальнейшее развитие и приобрело небывалый размах — как на рудниках (в Испании с 238 до н.э. трудились карфагеняне, с 202 до н.э. — римляне), так и в с.-х. р-нах. Однако после первых восстаний Р. во время войны с Ганнибалом, после крупных выступлений Р. на Сицилии (136 до н.э.) под руковод. Эвна и в Пергамском царстве (133 до н.э.) во главе с Аристоником стало ясно, что система массов. рабства переживает кризис. О том, как тяжел был гнет, испытываемый Р. около 150 до н.э., свидетельствует максима Катона Ст.: рабам ничего не следует знать, кроме работы, еды, сна и необходимости трудиться до самой смерти. Терракотовые ста-туэтки того времени свидетельствует об этом. В 1 в. до н.э. крупные предприниматели пришли к выводу, что гораздо выгоднее содержать группы Р., спец. обуч. выполнению конкрет. задач, и рационал. их использовать. Примером может служить группа в 500 рабов М. Лициния Красса, которая занималась исключит. разрушением зданий. При имп. Августе положение изменилось. Пиратство было практич. подавлено, приток военнопленных по-прежнему сохранялся высоким, однако рынок Р. начал пустеть. Труд Р. сохранялся в керамич. производстве и стеклодувном деле, а также на некоторых рудниках (здесь, а также в каменоломнях работали преступники, наказ. лишением свободы) и на производстве киновари. В 1 в. н.э. безгранич. право распоряжаться Р. стало сходить на нет. Христианство и др. религ. общины (поклонники Митры, почитатели Исиды, манихеи, иудеи), признав за Р. религ. равноправие, не осуждали рабство как таковое. Лишь Маконский собор в 583 запретил продажу язычникам Р.-христиан. Исключит. положение занимала группа Р. крупнейшего рабовладельца — рим. императора. Своих Р. он назначал на различ. управленч. должности, вплоть до весьма высоких. Как правило, такие Р. становились вольноотпущенниками.

Нравится
Просмотров: 356