Поучения древнеегипетские

Лит. дидактич. произв. Др. Египта. Большинство «поучений» облечено в сложивш. уже в эпоху Др. царства традиц. лит. форму наставл. отца сыну. «Поучения» Др. царства (до нас дошли в копиях Ср. царства) приписыв. высокопостав. сановникам или знаменитым мудрецам: так, в папирусе Присс сохран. «поучение» вазира фараона Хуни (III династия) своему сыну Кагемни и «поучение» вазира Птахотепа (период V династии) своему сыну; в др. более поздних текстах упомин. «поучения» мудрецов Др. царства — Имхотепа (период III династии), Джедефхора (период IV династии), Каиреса (время неизвестно). «Поучение» Птахотепа представляет собой собрание правил хорошего тона и поведения в высшем обществе, знание которых необходимо для успеш. продвижения по ступеням иерархич. лестницы егип. бюрократии. В нем имеются предписания и нравств. порядка, например, предостереж. от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимател. к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д. В последующие эпохи наряду с «поучениями» фараонов своим наследникам (таковы «поучение» неизвест. фараона Х династии, вероятно Ахтоя II, своему сыну Мерикарэ, и «поучение» фараона Аменемхета I своему сыну), в которых содержатся весьма интересные предписания политич. характера, существует множество др., авторами которых были лица, занимавшие различ. обществ. положение. Особенно популярны были «поучения», адресов. ученикам писцов, в которых всячески подчеркивается привилегиров. положение писца в обществе, огромные преимущества этой про-фессии перед всеми др. Первое из таких «поучений» относится ко времени Ср. царства и известно в науке как «Поучение Ахтоя I, сына Дуау, своему сыну Пепи (Пиопи)». Особое место занимают «поучения» Ани (сохран. в каирском папирусе XXI династии) и Аменемопе (относится к периоду XXI — XXIlI династий или даже позже).

Нравится
Просмотров: 1255