Повозки

На Др. Востоке и в крито-микенскую эпоху наиболее распростр. типом П. была легкая двухколесная П. В классич. время этот вид П. потерял свое былое значение, хотя его существование и засвидетельствует в изображениях протогеометрич. стиля и в памятниках окраинных культур (например, в обнаруживающих греко-этрусское влияние ситулах 6 — 4 вв. до н.э. и в греко-скифском искусстве 5 — 3 вв. до н.э.). Хотя воен. колесницы сменились верхов. воинами, упряжка четверней или парой продолжала использоваться на спорт. состязаниях и в культовых процессиях. Для перевозок грузов и людей на небольшие расст. применялись тяжелые одноосные П., позволявшие, особенно при большом диаметре колеса, преодолевать бездорожье. Широкое распростр. четырехколесных П. начинается только со строительством дорог в 3 в. до н.э. П. с подвижно сочлен. двойным остовом использовались в 5 в. до н.э. в греч. колониях чаще чем в самой Греции. Наиболее полное применение П. нашли у римлян, которые усовершенств. старые типы П. и изобрели новые с использованием кельт. элементов и нововведений. Рим. дорожные экипажи имели настолько хорошие рессоры, что во время езды можно было не только читать, но и успешно стенографировать.

Устройство знаменитых своим удобством антич. дормезов не поддается детальному восстановл. Упряжные животные — волы, мулы, кони, реже ослы, а при парадных выездах также слоны — из-за малой ширины дорог запрягались, подобно совр. альпийским упряжкам, одно за другим, то есть цугом. В тех случаях, когда у П. отсутствовало дышло, сбруя, технически еще весьма несоверш., прикреплялась непосредств. к вращающ. передку при помощи спец. перекладины. Такой способ упряжки был вполне допустим на совершенно прямых улицах антич. городов. Законодат-во Рим. империи около 300 н.э. устанавливало грузоподъемность различ. видов грузовых П. от 145 до 1089 фунтов. Для спец. целей были изобретены П. с цистернами и лафетные П. для транспортировки метател. машин.

Нравится
Просмотров: 382