Персия, древняя

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Персия, древняя
Страна древ. цивилизации. Уже в 4 — 3-м тыс. до н.э. на терр. совр. Ирана существовала первобытная культура. Древнейш. обитателями страны были охотничьи и скотоводч. племена, сохранявшие родовой строй и позднее объед. в племенные союзы. Племя состояло из неск. родовых общин, во главе которых стояли родовые старейшины. В 3-м тыс. до н.э. на терр. совр. Ирана, в долине р. Краун, возникло древнейшее гос. образование — Элам со столицей в г. Сузы (совр. Шуш). Формировавш. рабовлад. отношения в Эламе сочетались с патриархал. отношениями и даже пережитками матриархата. В 9 и 8 вв. до н.э. на С.-З. Иранского нагорья и части терр. Азербайджана сложился мидийский племенной союз. В 7 в. до н.э. вождь мидян Фраорт покорил перс. племена, населявшие южный часть Иранского нагорья и образовавшие к этому времени довольно значит. союз племен в одной из обл. Элама — Аншане. В борьбе персов с покоривш. их мидянами союз перс. племен вырос и окреп. В 553 до н.э. против мидян восстал царь персов Кир (558 — 529 до н.э.) из знатного рода Ахеменидов. Восстание Кира закончилось в 550 до н.э. полной победой персов. Подчинив себе обл. бывшей мидийской державы, Кир в 546 до н.э. завоевал Лидию и греч. город-государство на побережье М. Азии, а в 538 до н.э. — Вавилонию. В 4 в. до н.э. перс. племена так же, как и мидяне, находились на стадии разложения родового строя. Но после завоев. Мидийского царства, Лидии и др. обл. процесс класс. расслоения среди перс. племен и рост рабства усилились; союз перс. племен стал превращаться в рабовлад. государство, экономич. базой которого, наряду с рабовладением, были сел. общины. Преемник Кира — Камбиз (529 — 523 до н.э.) — в 526 до н.э. начал поход на Египет и в 525 до н.э. завоевал всю долину Нила вплоть до Элефантины. Поход Камбиза в Нубию был неудачен, а проектировавш. им поход на Карфаген не был осуществлен, т.к. в Мидии около 523 до н.э. началось освободит. восстание, во главе которого встал маг (жрец) Гаумата. Происходили волнения также и в др. завоев. персами странах, население которых страдало от тяжких поборов и принудит. участия в завоеват. походах Кира и Камбиза. На обратном пути из Египта Камбиз умер, и Гаумата вступил на престол. Политика Гауматы, направл. на усиление мидийской рабовлад. знати, вызвала восстание нар. масс в Маргиане. Правл. Гуаматы было недовольно и ополчение персов и мидян, которое он намеревался заменить наемниками, а также часть перс. знати, примыкавшей к царскому роду Ахеменидов. Во главе недовольных встал один из младших представителей рода Ахеменидов — Дарий I Гистасп (522 — 486 до н.э.), свергнувший Гаумату осенью 522 до н.э. В теч. года он подавил вспыхнувшие против него восстания в Мидии, Маргиане и др. обл. обширной перс. державы. Отсутствие прочных связей между отдел. частями Перс. царства и острая класс. борьба, разгоревш. в конце царствования Камбиза и в начале царствования Дария I, потребовали проведения реформ, которые должны были укрепить рабовлад. государство Дарий разделил все государство на ряд обл. (сатрапий), наложил на каждую обл. определ. дань, к- рая должна была регулярно вноситься в царскую казну, и провел денежную реформу, установив единую для всего государство золотую монету (дарик — 8,4 г золота). Перс. племена были от податей освобождены. Дарий начал широкое дорожное строительство, соед. большими дорогами важнейшие центры государство, организовал службу связи, полностью реорганизовал армию. При Дарии произошло окончат. оформление Персии в государство — централизов. рабовлад. деспотию, во главе которой стоял «царь царей». Гл. занятием населения явл. земледелие. Вся земля формально считалась собственностью «царя царей», но большая часть ее находилась во владении земледельч. общин, которые ее обрабатывали. Земли рабовлад. аристократии обрабатывались крестьянами-общинниками и рабами. Покровительство жречеству, заботы о торговле примиряли крупных рабовладельцев в завоев. странах с владычеством персов. Войны Дария I сопровожд. массовым угоном и обращением в рабство военнопл. (например, жителей г. Барки в Ливии). Взимание податей часто сдавалось на откуп местным ростовщикам, доводившим население до полного разорения и обнищания. В 517 до н.э. Дарий совершил поход на саков-массагетов, населявших приаральские степи, а в 514 до н.э. — поход на скифов Причерноморья, окончивш. безрезультатно.
К кон. 6 в. до н.э. перс. держава включала в свой состав Персию, М. Азию, Фракию, Македонию, Вавилонию, Египет, Финикию, Сирию, Палестину, часть Закавказья и Ср. Азии, Аравию и Северный-Западный Индию. В 500 до н.э. произошло восстание малоазиат. греков против перс. господства. Подавив это восстание, Дарий I сделал попытку овладеть европ. частью Греции. Однако перс. агрессия при преемнике Дария I — Ксерксе (486 — 465 до н.э.) — окончилась полной неудачей, и от перс. державы отпали ее владения на берегах Эгейского м. Восстановив свое господство на Эгейском м., греки начали наступать на западный границы державы Ахеменидов, ослабл. ожесточ. борьбой различных групп перс. знати. Лишь после длител. войны, искусно использовав борьбу между греч. город-государство, перс. царь Артаксеркс II (405 — 359 до н.э.) по так называемый Анталкидову миру (387 до н.э.) вернул себе греч. города в М. Азии и остров Кипр. В кон. 5 в. до н.э. в результате антиахеменидск. восстания от перс. власти освободился Египет, сохранявший в теч. последующих 65 лет (405 — 340 до н.э.) свою самостоят. Против Артак-серкса II поднял мятеж его младший брат Кир. Хотя мятеж и был подавлен, но он вскрыл внутр. слабость громадной державы, потрясавш. многочисл. восстаниями сатрапий, стремивш. к политич. самостоят. Держава Ахеменидов распалась под ударами войск Александра Македонского, завоевавших всю западный часть Иранского нагорья. На В. Иран. нагорья и в Ср. Азии (в Бактрии, Маргиа- не, Хорезме и Согде) войска Александра встретили ожесточ. сопротивл. Эти обл. были завоеваны лишь в 330 — 327 до н.э.
Завоев. Персии Александром знаменует начало эпохи эллинизма. Александр и его преемники основали ряд новых городов в различ. странах Бл. Востока, главным образом на скрещениях торг. путей. В этот период наблюдалось усиление обмена между странами, что способств. росту товарно-денежных отношений, а также (частично) землевладения и рабовладения. С кон. 4 в. до н.э. коренные перс. земли вошли в состав державы Селевкидов. В 3 — 2 вв. до н.э. большая часть Персии вошла в состав Парфянского царства, в котором, помимо преобладающих рабовлад. отношений, существовали также соц. отношения, свойств. перио-ду разложения первобытно-общинного строя (в частн., продолжала существовать сел. община). Парфянское государство так же, как и держава Ахеменидов, представляло собой непроч. конгломерат племен и народностей.
Кризис рабовлад. отношений в Персии. По мере роста производит. сил в Персии (как и в др. странах, входивших в состав Парфянской державы) к нач. 3 в. н.э. стало соверш. очевидным преимущество труда зависим. крестьянина по сравн. с трудом раба. Труд рабов начал терять свое значение в с. хозяйстве Персии, но надолго сохранился в ремесле и в форме домаш. рабства. Кризис рабовлад. отношений на рубеже 2 и 3 вв. был связан с ростом класс. противоречий. В условиях обостривш. классовой борьбы господствующий класс Персии для сохран. своей власти над непо-средств. производителями стремился к укрепл. и централизации государство
Инициативу создания сильной гос. власти взяли на себя аристократия и зороастрийское жречество обл. Фарс. В
226 Ардашир, сын правителя княжества Истахр, одержал победу над войсками парфянского царя Артабана V. Провозгл. себя «царем царей» Ардашир I (226 — 341), положивший начало правл. в Персии династии Сасанидов (226 — 651), распростр. свою власть на ряд др. обл., входивших прежде в состав парфянской державы. В целях централизации Ардашир I разделил государство на 18 сатрапий, во главе которых стояли зависимые от царя шахрадары; неск. сатрапий образовывали наместничество. С этой же целью зороастризм был провозглашен гос. религией. Согласно преданию, Ардашир I регламентир. кастово-сословный строй.

В сасанидской Персии существовали три привилегир. касты: жрецов, воинов и чиновников. В состав непривилегир. касты входили земледельцы и ремесленники. По отношению к неперс. народам сасанидские шахи проводили политику порабощения и насильств. ассимиляции. Угнетенные народы, подвергавш. беспощадной налоговой эксплуатации, неоднократно поднимались на освободит. борьбу, нередко принимавшую форму защиты преследуемых Сасанидами местных религий. Крупные антисасанидские восстания имели место в 450 — 451 (восстания в Армении, Кавказской Албании (Азербайджане) и Грузии) и в 481 — 484 (восстание армян во главе с Ваганом Мамиконяном).
В теч. 3 — 4 вв. в Персии возникло мн. новых селений и городов. Столица сасанидских шахов — Ктесифон — славилась производством тканей и различ. металлич. изделий. Мн. города явл. транзитными пунктами на большом торг. пути из Европы в Индию и Китай. Относит. оживление хоз. жизни государство шло главным образом за счет усиления эксплуатации крестьян- общинников и начавш. закабаления их феодализирующ. знатью. Отражением обостривш. классовых противоречий явились нар. движения 3 и 5 — 6 вв., принявшие форму религ. борьбы. Во главе одного из этих движений, получивш. назв. манихейства, стоял Мани, уроженец Месопотамии (2-я пол. 3 в.). Мани отрицал «добро» материал. мира, утверждая, что только с прекращением рода человеч. исчезнет «зло». Идеи Мани с их глубоким пессимизмом нашли многочисл. приверженцев среди эксплуатир. народа, не видевш. путей освобожд. Манихейство оказало влияние на учение Маздака, который возглавил мощное нар. движение (началось в 488), охватившее главным образом широкие массы крестьян. По учению Маздака, «зло» коренилось не в самом бытии, а в вопиющем имуществ. неравенстве. Маздак призывал активно бороться против «зла», за равенство всех людей, за возрожд. общинной собственности на землю и орудия производства. Шахские власти в 528 — 529 жестоко расправились с Маздаком и его последователями, но использовали маздакитское движение в целях ограничения влияния родовой землевлад. знати и зороастрийск. жречества. Земли и имущество, отобранные у знати маздакитами, а также конфисков. у нее шахом в различ. периоды, составили значит. фонд гос. земель, которые стали отдаваться в условное содержание за несение воен. и гражд. службы.
Персия в средние века. В 6 в. в Персии сложилось раннефеод. государство, сохранявшее пережитки дофеод. отношений. После подавл. маздакитск. движения шах Хосров I Ануширван (531 — 579), наряду с проведением воен. реформы и реформы управл., установил систему взимания поземел. и по-душного налогов, которые собирались частично в натурал., частично в денежной форме. Это означало формальное закрепление власти перс. феодалов над непосредств. производителями. Большую роль стала играть купеческо- ростовщич. верхушка, начинавшая участвовать в феод. эксплуатации крестьян и ремесленников.
Процесс развития феод. отношений в Персии был связан с появл. крупных, экономич. самостоят. хозяйств. Наряду со светскими феодалами, крупными землевладельцами оставались зороастрийские храмы. Феодализация страны приводила к ее политич. децентрализации и экономич. обособлению отдельных обл. В кон. 6 в. марзбан (наместник) Азербайджана Бахрам Чубин, воспользовавш. ненавистью, которую испытывало местное население к игу сасанидских шахов, объявил себя независимым правителем. Поддерж. знатью и жречеством, он сумел, хотя и на короткий срок, захватить шахский престол. Правл. шаха Хосрова II Первиза (590 — 628) прошло в безуспеш. попытках покончить с феод. анархией. После убийства Хосрова II в результате заговора знати на перс. престоле в теч. 5 лет сменилось более 10 шахов. Сасанидские шахи искали выхода из кризиса, переживаем. государство, в активной внеш. политике. В нач. второго десятилетия 7 в. перс. войско одержало ряд побед в борьбе с визант. императорами. Эдесса, Антиохия, Дамаск, Цезарея, Иерусалим и др. были захвачены Сасанидами, но удержать за собой эти терр. Персия не смогла.
В 633 — 642 западный обл. государство Сасанидов были подчинены арабами (северный и восточный обл. были завоеваны значит. позднее). Шах Йездегерд III бежал на Восток; государство Сасанидов распалось, а с 661 Персия вошла в основном в состав халифата Омейядов. Араб. завоев. Персии сопровождалось насильств. распростр. ислама. В результате завоев. в руки араб. знати перешли огромные земельные фонды. Частич. конфискация имущества сасанидской знати не помешала созданию класс. союза араб. и перс. феодалов, не лишен., однако, внутр. противоречий. Нуждаясь в кадрах грамотных и знающих свое дело чиновников фиска, арабы широко привлекали для службы в гос. учреждениях (диванах) персов и греков.
К кон. 7 в. в связи с усилением захвата феодалами общинных земель и налог. эксплуатации (помимо поземел. нало-га — хараджа — арабы взимали с населения Персии подушный налог — джизия, который платили в халифате все не мусульмане) вся Персия была охвачена антифеод. и освободит. движениями крестьян и городского плебса, принявш. форму религ. сектантства — хариджитизма. В 747 началось крупное крестьянское восстание в Хорасане, распростр. из Ср. Азии. Руководство восстанием захватили феодалы во главе с Абу-Муслимом. В 749 вся Персия находилась в руках восставших, в 750 арабский халиф Мерван II (744 — 750) был низложен. Результатами этой победы воспользовались перс. знать, предавшая интересы восставшего народа, и противники правившей в халифате династии Омейядов, которые возвели на халифский престол новую династию — Аббасидов. Убийство Абу-Муслима по приказу халифа Мансура послужило поводом для нового широкого нар. движения, начавш. в 755 в Нишапуре под руковод Сумбада-мага. После разгрома этого движения в Хорсане и Ср. Азии возникла секта абумуслимия, приверженцами которой стали мн. обездол. крестьяне; их волнения в Хорсане продолжались вплоть до 80-х гг. 8 в. Мн. крестьянские восстания проходили под знаменем шиизма.
Процесс феодализации, нар. движения и междоусобицы феодалов привели к фактич. распадению халифата, представлявш. непрочный конгломерат отдельных стран, на ряд наследств. наместничеств. В Хорсане правили Тахириды (821 — 873), в Герате, Фарсе, Кермане, Сейстане и ряде др. перс. и неперс. областей основали государство с центром в Бухаре Саманиды, распростр. свою власть на Южный и Западный Персию. В 932 — 1055 Западный Персия находилась под властью персов — шиитов Бувейхидов (или Буидов), в 945 захвативших Багдад и положивших конец светской власти араб. халифа. Хорсан с кон. 10 в. входил в состав государство Махмуда Газневи, а в 1040 был завоеван сельджуками, которые при султане Алп- Арслане (1063 — 72) подчинили всю Персию.

Нравится
Просмотров: 1516