Пенаты

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Пенаты
Внутр., потайная часть жилища, храма; в рим. миф. — божества- хранители. П. — фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; впослед. П. назывались все почитавш. фамилией боги дома, домаш. очага. Как и лары, с которыми П. иногда отожд., были символом родного дома и домаш. очага. П. государство, П. рим. народа считались одной из гл. святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности. В торжеств. клятвах П. призывались вместе с Юпитером. Считалось, что они были привезены Энеем из Трои сначала в г. Лавиний, а потом были помещены в Риме во внутр. части храма Весты. Имена П. и их изображ. хранились в тайне от непосвящен., приближаться к ним могли только жрецы и весталки, что породило самые различ. толкования сущности и происхожд. П. Считалось, что это дерев. или мраморные фигурки великих богов самофракийских мистерий, некогда получен. родонач. троянцев Дарданом от Афины (вместе с палладием, также хранивш. в храме Весты). Для служения им Дардан создал коллегию салиев. Нигидий Фигул считал П. Аполлона и Нептуна, строивш. стены Трои. Некоторые причисляли к П. Весту, поскольку полководцы, отправл. в провинции и магистраты, слагая свою должность, приносили им общую трапезу в Лавинии, другие — великих богов, от к- рых все произошло (небо и земля), или Юпитера, Юнону, Минерву (как дающих людям тело, дыхание и разум) и Меркурия (как бога речи), которых соед. Тарквиний Древний, посвящ. в самофракийские мистерии. Этруски считали П. Цереру, Палес и Фортуну. Отожд. с П. Диоскуров, также почитавш. на Самофракии и изображ. в общедоступном храме у Форума в виде двух вооруж. копьями сидящих юношей. Согласно греч. историку 3 в. до н.э. Тимею, П. — два бронзовых кадуцея и троянский глиняный сосуд; перевезен. в Рим, они дважды возвращ. в храм Лавиний и поразили молнией одну из двух спавших там девушек, которая не была целомудр. В надписях П. упомин. редко.

Нравится
Просмотров: 387