Пан

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Пан
В греч. миф. божество стад, лесов и полей. П. — сын нимфы Дриопы и Гермеса. Он родился в Аркадии; Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросш. волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (то есть «понравивш. всем»). Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П. — миксантропичен: он козлоног, с козли-ными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он по-лон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник, из которого П. сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображ. в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценивш. Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричин., так называемый панич., страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П. — помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. П. особенно почитался в Аркадии, где была свящ. гора П. Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П. входит в число олимпийских богов, он упомин. вместе с Зевсом и Аполлоном. В антич. философии П. представлялся как божество, все объед. Раннее христианство причисляло П. к бесовск. миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В рим. миф. П. соответственно Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов). Первонач. П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его гл. атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда так называемый заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греч. вазописи встречаются изображ. бородатых П. с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э. П. изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца.

Нравится
Просмотров: 445