В рим. миф. пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохран.
посвящения П. и как жен., и как муж. божеству, но чаще выступает как божество жен. рода.
Видимо, в процессе синойкизма общин П. слилась с почитавшейся на Палатине Палатуей,
имевшей своего фламина. По преданию, Рим был основан в день праздника в честь П. —
палилии или парилии (21 апреля), поэтому одни считали П. тайной покровит. Рима, др.
причисляли ее к пенатам Рима. Ее отожд. также с Матерью-землей, Вестой, Венерой. В
палилии богине приносили мед и молоко, убирали и украшали венками и гирляндами стойла,
разжигали из серы и разных трав костры, между которыми проводили для очищения стада, а
пастухи трижды через них прыгали и просили П. защитить людей, скот, собак, снять с
пастухов и животных скверну, навлечен. невольной провинностью против сел. святилищ,
рощ, могил и вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности, защитить от вредных
фавнов и нимф. Заканчивался обряд веселым пиром. П. с эпитетом Матута («утренняя» или
«дающая созревание») консул М. Атилий Регул посвятил во время 1-й Пунической войны
(264 — 341 до н.э.) храм. Палилии впослед., в период империи, справлялись и как день рожд.
Рима; в связи с культом богини Ромы приобрели особое значение.