В послебибл. иуд. миф. один из десяти (по др. вариантам —
двенадцати) разрядов ангельской иерархии. Образ О. (евр. «колеса») , формировавш. в
тесной связи с общей символикой круга, восходит к описанию богоявления пророком
Иезекиилем. Описываемые здесь таинств. самодвижущ. колеса с ободьями, полными глаз,
традиц. истолковыв. как символ божеств. всеведения и всевидения, в апокрифич. книге
Еноха предстают как ангелы, окру-жающие вместе с херувимами и серафимами охвачен.
вечным огнем хрустальный трон бога; они «не дремлют и охраняют трон его славы» среди
тысяч и десятков тысяч др. ангелов. Равинистич. традиция помещает О. вместе с серафимами
и хайот («жизни») на седьмое небо, где обретаются праведники, святые, ангелы-
прислужники и трон славы.