Омела

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Омела
Вечнозеленое растение, растущее на ветвях различ. деревьев, в различ. мифопоэтич. традициях выступает как символ жизни. Рим. писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окружен. таинственностью друидский ритуал собирания О. Вергилий в «Энеиде» сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь О. («золотую ветвь»), приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подзем. царство для свидания со своим отцом. В мифопоэтич. сознании О., вероятно, могла связ. и с солнцем; именно этой связью можно объяснить обычай срезать О. во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых соответственно с жизнью и смертью. В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона — Иксиос, то есть букв. «омеловый». Широко распростр. обычай целоваться под О. на рождество часто рассматр. как пережиток фаллич. ритуалов или отражение некоторых архаич. свадебных обрядов (двойные листья или ягоды О. обычно символизируют высшую плодотворную потенцию и т.п., иногда небесных близнецов; кельтские друиды почитали ягоды О. как оплодотворяющую росу божеств. происхождения). Добывание О. в канун рождества в ряде традиций и поныне явл. ритуалом, в определ. мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представл., что срезание ветви О. явл. опасным. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, ее ветки (или изготовл. из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т.п. Согласно многочисл. поверьям, «золотая ветвь» О. способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из О. обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использ. О. в магии и нар. медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и счит. всеисцеляющим средством.

Нравится
Просмотров: 551