Семидневная Н. ведет свое происхожд. из Вавилона. В греч. государство
месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый
день которой считался рыночным днем. Для всех этих систем характерно отсутствие фиксиров.
дня отдыха; работа прекращалась только во время некоторых сакральных праздников. Совр.
система семидневной Н., при которой отсчет дней Н. не зависит от начала года, восходит к иуд.
традиции. Хрис-тиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после
каждых 6 раб. дней. В 321 н.э. Константин Великий закрепил такую форму Н.
законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, которое через
посредство греч. православ. церкви было усвоено славянами. Римляне в императ. эпоху дали
дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца,
Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна). Назв. дней Н. в совр. яз. Западный Европы
происходят из этой астрологич., связывающей каждый день с какой-либо светилом Н. Со времени
Августа и с 3 в. эти назв. широко распростр. Несмотря на упорную борьбу христ. церкви с
традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз.
сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соответственно германскими.
Воскресенье — первый день недели, еще в дохрист. эпоху назв. по им. Солнца, — в
императорское время отожд. с перс. солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали
этот день как «день Господень», то есть день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв.
Понедельник (лат., нем., франц.) — день Луны. Вторник (лат., франц.) — день Марса. Среда
(лат., франц., герм., анг.) — день Меркурия; этот день приходится на сер. Н., откуда его рус.
и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат., франц., нем.) — день Юпитера. Пятница — день Венеры.
Суббота (лат., англ.) — день Сатурна. У иудеев седьмой день Н. был днем покоя (шаббат),
откуда совр. рус. назв. «суббота».