В егип. миф. бог плодородия, «производитель урожаев». Изображ. в
виде плоской человеч. фигуры, одна рука которой поднята вверх, а другая держит плеть. На
голове М. корона, увенчан. двумя перьями. Один из эпитетов М. «поднимающий оружие».
Фетиши М. — латук и особый столб, воздвигавш. во время празд-ника М., в день начала
жатвы. Празднич. процессию в этот день возгл. увенчан. короной бык (персониф. М.).
Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей М. Культ М. был
распростр. в Хеммисе, Коптосе, Омбосе, Нубии. С превращением Коптоса в торг. центр на
караванном пути к Красному морю М. приобре-тает черты бога — покровителя торговли,
караванов и восточный пустыни. М. рано отожд. с др. богами: его называют «могучий Гор»,
«мститель за отца». Он, как и Гор, считается главой объед. Египта. В др. текстах Гор
называется его сыном. С М. отожд. также повелитель вод Себек. Исида одновременно
считается матерью М. (отсюда его эпитет «телец своей матери») и его женой. В период Ср.
царства культ М. сливается с культом Амона, М. приобретает черты бога — творца мира, его
называют «царь богов». В г. Омбос М. выступает как Мин-Ях (М.-луна), его праздник
справлялся в день наволуния в святилище — «доме луны».