Медицинская школа

В Др. Греции эмпирич. приобрет. мед. знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицир. лечении с теч. времени эти семьи за определ. плату стали обучать искусству врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи мед. знаний по- степенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие мед. методов придало каждой из школ, называвш. по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирич. предмета в теоретич. науку. Начиная с 6 — 5 вв. до н.э. в южноитал. регионе находит распростр. так называемый западный-греч. искусство врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологич. концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало некоторое влияние пифагорейск. учения. М. ш. из Книда разработала в 5 — 4 вв. до н.э. дифференциров. общую теорию болезней, в которой не учитывались индивидуал. особенности теч. болезни. В отличие от нее М. ш. из Коса (5 — 4 вв. до н.э.), знаменитым представителем которой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуал. картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появивш. в более позднее время в связи с усилением значения теоретич. учений так называемый догматич. или логич. врачи самостоят. школы не образовали. В 4 в. до н.э. они занимались в основном дальнейшей разработкой учений М. ш. из Коса и Книда (например, учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различ. теоретич. спекуляции. Как реакция на преувелич. роли теории догматич. медиков в 3 в. до н.э. возникла эмпирич. М. ш. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретич. исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявл. к фармакологии. В 1 в. до н.э. в Риме возникла методич. М. ш., разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме около 50 до н.э. была основана пневматич. М. ш., соед. учение догматич. медиков и идеи стоиков (например, пневма — основа жизни, сердце — цент. орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н.э. из ряда школ выделилось самостоят. эклектич. направление.

Нравится
Просмотров: 309